Любой учитель знает, какое огромное значение для успешного обучения имеет мотивация. Формировать её можно различными путями, которые педагог выбирает, основываясь на имеющемся опыте и знаниях возрастных особенностей учащихся. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится.
Основными факторами, влияющими на формирование устойчивой положительной учебной мотивации, являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя.
Мотивационный потенциал различных видов стимуляции
Исследования учебной деятельности позволяют выделить для учителя мотивационный потенциал различных видов стимуляции. Под мотивационным потенциалом понимают силу воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул.
Внешние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива, причем, чем рутиннее работа, тем в большей степени. Задача воспитания состоит в том, чтобы использовать мотивационный потенциал стимулов в нужном направлении (социально положительном), устранять социально отрицательную роль мотивов человека.
На силу мотива учения могут влиять похвала и порицание, соревнование с другими, задетое самолюбие, проблемность и загадочность стоящей перед человеком задачи, привлекательность объекта и т.п. рассмотрим роль главных из этих факторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование учебной мотивации у школьников »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Средняя образовательная школа № 50 г. Слюдянки»
МБОУ СОШ № 50
Методическая разработка
«Формирование учебной мотивации у школьников»
Автор:
Е.В.Крестина,
педагог – психолог
г. Слюдянка
2015г
Пути формирования учебной мотивации у школьников
Любой учитель знает, какое огромное значение для успешного обучения имеет мотивация. Формировать её можно различными путями, которые педагог выбирает, основываясь на имеющемся опыте и знаниях возрастных особенностей учащихся. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится.
Основными факторами, влияющими на формирование устойчивой положительной учебной мотивации, являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя.
Мотивационный потенциал различных видов стимуляции
Исследования учебной деятельности позволяют выделить для учителя мотивационный потенциал различных видов стимуляции. Под мотивационным потенциалом понимают силу воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул.
Внешние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива, причем, чем рутиннее работа, тем в большей степени. Задача воспитания состоит в том, чтобы использовать мотивационный потенциал стимулов в нужном направлении (социально положительном), устранять социально отрицательную роль мотивов человека.
На силу мотива учения могут влиять похвала и порицание, соревнование с другими, задетое самолюбие, проблемность и загадочность стоящей перед человеком задачи, привлекательность объекта и т.п. рассмотрим роль главных из этих факторов.
Похвала и порицание. Роль похвалы, морального поощрения и порицания, наказания обсуждается давно и не только в научной, но и в художественной литературе. Н.В.Гоголь, например, считал, что слова одобрения больше активизируют людей, чем слова укора. Он вложил эту мысль в уста кошевого, обратившегося к Тарасу Бульбе: «Еще не большая мудрость сказать укорительное слово, но большая мудрость сказать такое слово, которое бы, не поругавшись над бедою человека, ободрило бы его, придало бы духу ему, как шпоры придают духу коню, освеженному водопоем».
Вопрос о влиянии поощрения и наказания изучается психологами в основном в связи с проблемой обучения, где они рассматриваются как положительное и отрицательное подкрепления. Э.Торндайк (1935) выяснял влияние ободрения на повторение желательной реакции и неодобрения – на торможение нежелательной реакции, и пришел к выводу, что первое действует сильнее, нежели второе. Однако, дальнейшее исследование этого вопроса за рубежом и у нас в стране выявили противоречивость получаемых результатов: одни авторы утверждали, что похвала является побудителем большей силы, чем порицание, другие же утверждали обратное, третьи доказывали действенность и похвалы, и порицания. Например, по данным П.А.Журавлева, после поощрения увеличивали свое волевое усилие 94% учащихся, а после порицания – 81%. Слабое порицание увеличивало волевое усилие чаще (у 92% учащихся). А сильные порицания и поощрения приводили к ослаблению волевого усилия.
На основании подобных данных Г.Томсон и С.Канникат сделали заключение, что как похвала, так и порицание могут быть неразумно использованы учителем, если он не будет учитывать психологические особенности учащихся. Так, например, при разделении детей на группы интравертированных и экстравертированных было выявлено, что у интровертов большая эффективность занятий была при похвале, а у экстравертов – при порицании. Также было установлено, что порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нервной системой. Похвала действует на них положительно. А на лиц с сильной нервной системой порицание почти не оказывает стимулирующего воздействия.
В.Маркелов установил, что и похвала и порицание оказывают стимулирующее воздействие только в том случае, если повторяются подряд не более четырех раз. Длительно используемое порицание (впрочем, как и похвала) приводит к негативным последствиям, как для эффективности труда, так и для развития личности.
Публичная похвала очень хорошо оценивается людьми, в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение. Выговор наедине больше чем у половины респондентов вызывает позитивные чувства. Отрицательная оценка оказывает положительное (стимулирующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактично, с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей. Характерно, что самые низкие результаты работы, по данным А.Г.Ковалева, обнаружились не у тех, кого порицали, а у тех, кого никак не оценивали, не замечали. «Незамечаемые» люди начинали работать все хуже и хуже вследствие снижения мотива к выполняемой работе, так как считали, что она никому не нужна.
А.Г.Ковалев отмечает, что люди предпочитают прямую оценку их деятельности, если она положительна. При этом, чем значительнее успехи, тем больше человек ощущает потребность в прямой публичной оценке. И, наоборот, при неудаче прямая оценка неприятна, а потому человек предпочитает косвенную, когда конкретно его не называют; в этом случае он стремится с большей активностью вести дело.
Естественно, оценка должна быть адекватна действительным достижениям человека. Однако в ряде случаев для стимулирующего эффекта следует старательного, но не очень способного или неуверенного в себе человека, похвалить за небольшие и даже мнимые успехи. Здесь можно привести слова И.В.Гете, который писал, что обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют в действительности, мы тем самым заставляем их становиться лучше.
Интересные правила для всех сформулировал В.Леви в книге «Нестандартные ребенок» (1988). Он подробно рассмотрел условия и приемы наказаний и похвалы, которые являются вариантами поощрений и порицаний.
Правила Владимира Леви, касающиеся наказаний, выглядят следующим образом:
Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать …
Если есть сомнение, наказывать или нет, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
За один раз – одно.Даже если проступков несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было – никогда! Можно отнять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого… НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах есть срок давности правонарушения. Оставить, простить. Есть ли риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
Наказан –прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…
Нельзя наказывать и ругать:
когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – короче, во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;
когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
когда сами мы не в себе; когда устали или раздражены по каким-то своим причинам; В этом состоянии гнев всегда лжет.
Говоря гневные слова нужно помнить о внушаемости. Ругая ребенка, (равно и взрослого), то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она) лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец …- это мы внушаем. Ребенок верит. Всякое внушение воспринимается однозначно. Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Никакого переносного смысла. Взрослая игра «Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается.
Оценивая – внушаем самооценку.
Косвенное неодобрениеВ.Леви называет очень сильным, тонким и разнообразным методом. Один из вариантов, часто употребляющихся стихийно, - игнорирование. Не высказывать никаких оценок – поставить нуль.
Не пережимать: одно дело не замечать поведения, другое – не замечать человека. Нельзя играть в молчанку или угадайку, ребенку трудно самому догадаться из-за чего вы в плохом настроении. Надо рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок, ему или кому-то в его присутствии. Маленькому можно в виде сказки. При этом допустимо и некоторое утрирование, что бы все было ясно, а если к тому же смешно, еще лучше. Даже если не подаст вида – дойдет, хорошие шансы.
Ироническая похвала. Крутил чашку, докрутился и разбил. «Молодец», из чайника пить удобнее. И чайник разбей, будем пить из ведра». Реакция экономная и более сильная, чем привычное морализирование. Осторожно нужно использовать похвалу в чужой адрес. Это тоже косвенное неодобрение.
Насмешка. С ней надо быть очень осторожным. Применимо только к детям и взрослым с развитым чувством юмора, то есть только к тем, кто способен ответить тем же. При обостренном самолюбии можно применять только в гомеопатических дозах и только наедине.
По - настоящему наказать мы можем человека только своими чувствами. Не забудем же слова, давно сказанные: «Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим делает только доза».
Как не надо хвалить
Похвала обладает свойством наркотика: еще и еще!… И если было много, а стало меньше или совсем не стало, возникает состояние лишения, жестокое страдание – до нежелания жить.
Не хвалить за то, что достигнуто не своим трудом – физическим, умственным, душевным.
Не подлежат похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант – все природные способности как таковые, включая и добрый нрав; легко дающиеся хорошие отметки; игрушки, вещи, одежда, случайная находка. Выигрыш в лотерее, везение – вот и все. Не хвалят за прирожденное бесстрашие – не заслуга, лишь данность, иной раз граничащая с тупостью. Хвалить только за отвагу – преодоление страха.
В.Леви делает существенное замечание: это не правило, а только пожелание. Да, что не заработано, за то не хвалить! Но ведь не все могут заработать, и не все зарабатывается…
В любом случае желательно не хвалить:
больше двух раз за одно и то же;
из жалости;
из желания понравиться.
Как хвалить
Чтобы у ребенка утвердился позитивный образ самого себя, чтобы появилась надежда на успех, уверенность в себе, надо внушить, заставить почувствовать: ты хорош (хороша) уже тем, что живешь на свете. Такого (такой), как ты, никогда не было, нет и не будет. Ты - капля росы, успевающая отразить солнце, и это чудо. ТЫ – ЧУДО!
Завтра, может быть, это откроет избранник, избранница, но откроет ли?.. А сегодня, сейчас, это должны сделать родители и учителя.
Хвалить нужно совсем маленьких и совсем больших, при наличии физического недостатка, а также умственного или душевного, даже такого, например, как склонность к воровству, лживость или жестокость; при характере робком, тревожном, меланхолическом, а также раздражительном, злом; в положении гонимого, травимого, козла отпущения; даже если это всего лишь в воображении и тем более; после потери, неудачи, непредвиденной неприятности; провала на экзаменах; в болезни, психической в том числе; несчастной любви и просто так, профилактически.
Если ребенок болен, ослаблен физически или морально, его нельзя оставлять без похвалы ни на сутки. Одной лишь похвалой можно унять боль, даже зубную.
А иногда есть времена, когда похвала только за то, что живешь, может спасти жизнь.
Заменой похвалы может быть:
подарок (чем меньше в нем от вещи и чем больше от духа, тем лучше, но, конечно, по вкусу);
что-нибудь веселое и смешное – история, сказка, выдумка, шутка;
животное в доме;
приятное воспоминание;
что угодно – ко времени и к месту.
Здесь важны осторожность и чувство меры!
Если ребенок страдает непоправимым физическим недостатком, то, перехвалив и переласкав его, получим избалованного деспота. К физическим недостатком – добавим еще и недостаток душевный.
Хвалите авансом за то, что будет. Если вы хвалите человека за, чего пока у него нет, это еще не значит, что вы говорите неправду. Есть действительное, а есть возможное. Ваша вера способна превращать возможность в действительность. Поверить в возможное. И передать веру – внушить.
Если вы хотите научить своего ребенка самостоятельно одеваться, убирать игрушки, делать зарядку, сидеть не горбясь, решить задачи, стирать, готовить, работать, не бояться, не унывать, быть вежливым, быть хорошим, не хвастаться – короче, делать, что надо, быть таким, как надо.
НАЧИНАЙТЕ ВСЕГДА С ПОХВАЛЫ. Даже если ничего не получается, сначала хвалите, усердно и щедро, не боясь перехвалить, за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке!
Вот он, главный воспитательный момент – ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОДОБРЕНИЕ:
Ты этого хочешь!
Ты это сможешь!
Ты это почти можешь!
Ты сильнее, смелее, умнее,
Ты лучше, чем кажешься!..
Внимание! Очень важно! Похвалите ребенка с утра, и как можно раньше. Это аванс на весь долгий и трудный день.