Семинар-практикум «Формирование учебной мотивации школьников».
Выступление психолога на ШМО классных руководителей, учителей-предметников.
"Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться"
В.А.Сухомлинский.
Цель: проанализировать влияние мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявить необходимые психолого-педагогические условия для активного стимулирования образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Актуальность вопроса.
Необходимый уровень сформированности учебной мотивации у школьников.
Реальная ситуация в современной школе:
-у значительной части первоклассников преобладает игровая мотивация;
-интерес к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее,
в подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. От уровня сформированности учебной мотивации зависит объём усилий, которые ученик прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Понятийный аппарат проблемы
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой
2 пути воздействия на мотивацию ребёнка:
«сверху вниз» - ребенку раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать; затем эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых во внутренние, принятые самим ребенком.
«снизу вверх» - состоит в том, что воспитание мотивов происходит через организацию взрослым разных видов деятельности ребенка в условиях активной деятельности самого ребенка
В ходе учебно-воспитательной работы целесообразно использовать оба пути.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
организацией образовательного процесса;
субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
спецификой учебного предмета.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)
Исследование уровня мотивации учащихся начальных классов ГУ «Гимназии №2» в 2014-2015 уч.г.
Сравнение данных по учебной мотивации учащихся с 6 по 9-й класс
Сравнение данных по учебной мотивации учащихся с 6 по 9-й класс
Причины спада школьной мотивации:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Работа по формированию мотивов учения
Эмоциональный блок
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса
Приемы:
1) создание ситуации успеха,
2) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества,
3)яркая и эмоциональная речь учителя;
4) оценка собственной деятельности и деятельности других;
5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)
Мотивационно-целевой блок
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: обучение учащихся осознанию целей учения и их реализации.
Приёмы:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий
3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Познавательный блок
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: формирование умения самостоятельно выделять учебную задачу, овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля
Приёмы:
1)работа в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы оказание учащимися помощи друг другу, привлечение учащихся к оценочной деятельности
2) необычная форма преподнесения материала ,
3) создание проблемной ситуации;
4) эвристическая беседа, , учебная дискуссия, выделение существенных признаков предметов, классификация, обобщение, моделирование;
5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Развитие мотивов учения
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
Через усвоение учащимися общественного смысла учения.
Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его
Условия, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности
1. Способ раскрытия учебного материала
2. Организация работы над предметом малыми группами
3. Отношение между мотивом и целью
4. Проблемность обучения
1. Способ раскрытия учебного материала
Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.
2. Организация работы над предметом малыми группами
Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
3. Отношение между мотивом и цель
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.
4. Проблемность обучения
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация — ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой как все.
Взаимоотношения между учащимися должны приниматься во внимание педагогом для обеспечения плодотворности учебного процесса.
Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с родителями и учителями и многого другого.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
“Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.
Нулевой уровень активности:
Ученики с этим уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Они изначально лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту.
При работе с этой группой учащихся учителю не следует:
Ждать от них немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно;
Предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой,
Требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;
Сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение;
Резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. они достаточно медленно переключаются с двигательной активности на умственную.
Необходимы эмоциональные поглаживания:
Обращаться к ученику только по имени;
Не скупиться на похвалу и одобрение;
Сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
При необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
Акцентировать позитивное построение фраз: без угроз, без приказов и т.д.
Уровень активности
“по ситуации”.
Быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытывают разочарование и бросают её или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работа по образцам.
Необходимо:
Учить использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки ("легальные шпаргалки”), таблицы, схемы, созданные самими учащимися или совместно с педагогом.
Защита кроссвордов, составленных самими учащимися;
Выделение в тексте опорных слов и главной мысли абзаца, с последующим самостоятельным “достраиванием” текста, обогащая его пояснениями, примерами.
Сделать все задание, но на полях отметить особым значком место, до которого учитель будет проверять это задание. Между учащимися даже может возникнуть негласное соревнование, у кого значок для проверки находится дальше от начала упражнения.
Исполнительский уровень активности:
Немцы считают продуктивной ситуацию, когда на сотню человек 99 обладают высокой исполнительской культурой, а один творческими способностями. Такое соотношение, по их мнению, обеспечивает стабильность функционирования любого предприятия.
Учащиеся данной ПА систематически выполняют домашнее задание. С готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. Они осознанно принимают учебную задачу, преимущественно работают самостоятельно.
Необходимо:
Могут подключаться к технологии оценивания устных ответов и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль эксперта, консультанта. При этом необходимо их вооружить критериями по оцениванию ответов, чтобы не возникало существенных разногласий.
Включать самые различные формы дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, сократические диалоги, мозговой штурм.
Написать дневник или другой письменный документ (письмо, отрывок из летописи) от имени исторического лица (дневник географических открытий, историческое событие с точки зрения современного человека, “Репортаж путешественника во времени”)
Творческий уровень активности:
Сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные;
Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.
Педагогическая тактика и стратегия активизации познавательной
деятельности учащихся.
Очевидно, что творческие проявления в любой, в том числе и познавательной деятельности, носят уникальный, субъективный характер. Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня учебной активности:
ситуативного, исполнительского и др.
С точки зрения тактики учитель должен обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой (учебной, коммуникативной и др.) задачи. С точки зрения стратегии учителю очень важно самому быть готовым к этим непривычным поворотам урока, возникающим проблемам и их — реальным и виртуальным — решениям, потому что если не будет этой установки, то познание как творческий процесс просто не состоится.
Практическая часть семинара
Мотивация. Самореализующиеся предсказания. (Приложение 1)
Проектная деятельность: работа в группах по созданию структурной схемы «Формирование мотивации учения»
Дальнейшая наша работа будет проходить по группам.
Задание: Разработать структурную схему «Формирование мотивации учения», учитывая возрастные особенности учащихся, уровни познавательной активности».
Предварительно раздать педагогам возрастные особенности мотивации. (Приложение 2)
1 группа- Младший школьный возраст
2 группа- Средний школьный возраст
3 группа- Старший школьный возраст
Защита проектов по группам.
По окончании работы каждая группа защищает свой проект, приводит примеры из практики.
Подведение итогов семинара-практикума.
Рекомендации педагогам по формированию мотивации. В копилку классному руководителю – «Рекомендации родителям по общению с неуспевающими детьми»
(Приложение 3)
Использованные ресурсы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Педагогика, 1968.
2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо.– М.: Наука, 1984
3.Ивакина Г.В. Мотивация младших школьников к учению http://festival.1september.ru/articles/508424/
4.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Букинистическое издание, 2000
5. Макарова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.:Просвещение, 1983г
6.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990..
7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.
8. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников, Минск.: Нар. Асвета 1970г.
9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979г.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х томах, том 2, М.: Педагогика, 1989г.