Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое важное признание самобытности и уникальности обучающегося. Но как осуществить это, если в группе 25—30 ребят и каждый индивидуален по-своему?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Личность ученика самоценна"»
КГКП «Семейский финансово-экономический колледж имени Р.Байсеитова» управления образования Восточно-Казахстанской области
Доклад
«Личность ученика самоценна»
Подготовлен преподавателем
Касумкановой Б.М.
Заслушан на заседании цикловой комиссии спецдисциплин-1
Протокол №______
от «____»_________________2019г.
г. Семей
2018- 2019 учебный год
Повышение эффективности обучения является одним из центральных объектов всестороннего изучения отечественной психолого-педагогической науки.
В решении этих проблем значительная роль отводится учителю. Большое значение придается умению учителя вовлечь в активную деятельность на уроке всех обучающихся. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам.
Но понятие индивидуальный подход - очень широкое.
Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса обучения. Еще Я.А.Каменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. Хорошо известно, как неодинаков бывает уровень знаний учеников, которых учит один и тот же педагог. Разные обучающиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. В педагогической науке под индивидуализацией понимают «учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются»
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое важное признание самобытности и уникальности обучающегося. Но как осуществить это, если в группе 25—30 ребят и каждый индивидуален по-своему?
Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами или тестами, составленными преподавателем.
Возникают проблемы: как организовать самостоятельную работу каждого обучающегося на протяжении всего урока, как сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его знаний, умений, навыков, как обеспечить коррекцию знаний.
Дифференцированное обучение — это различный подход к обучению. Значение его трудно переоценить. Традиционно-иллюстрированная технология ограничивает возможности развития личности ученика. Ученик на уроке пассивен. Слабые ученики чувствуют себя еще слабее, а сильные работают в полсилы. Дифференцированное обучение — это личностно-ориентированная технология. При ней появляется внутренняя мотивация учащихся. Дифференцированное обучение называют еще «обучение базису без отстающих...». Необходимость дифференцированного подхода к обучению диктуется временем. Современный урок — это урок, на котором 75% учеников получили оценки. Такая задача практически не выполнима без дифференцированного обучения..
На мой взгляд, дифференцированное обучение включает в себя ряд этапов:
1 этап: 1) Диагностика пробелов.
2) Развитие познавательного интереса.
1) Диагностика пробелов. Пробелы бывают нескольких видов:
а) в знаниях. Необходимо вести диагностическую карту учета знаний. Это обычный лист клетчатой бумаги, где слева написан список; обучающихся класса, а вверху перечислены основные умения и навыки, которыми ученик должен овладеть при изучении данной темы. После ответа у доски, проверки домашней или самостоятельной работы поставьте « - » или « + » напротив фамилии в соответствующей графе. При подготовке к уроку достаточно будет заглянуть в карту, чтобы определить, кому какую карточку надо дать. Когда обучающий ответит на «4» или «5», поставьте ему «+». Карта учета знаний полезна и в ситуации, когда учитель очень кропотливо работает, дает много карточек, хорошие оценки, а на контрольной работе получает низкие результаты. Обучающим предлагались не те карточки!
б) пробелы в мышлении — здесь нужны упражнения по развитию логики.
в) отсутствие прилежания — надо учить учиться, и здесь бывает необходимо психологическое воздействие.
2) Развитие познавательного интереса В урок и домашнее задание надо включать интересные зддачи, кроссворды, проводить олимпиады, нестандартные уроки.
В итоге 1 этапа — разбить класс на группы:
I — наиболее подготовленные — те, кто может усвоить материал шире программы;
— основной уровень — те, кто способны усвоить программу;
— уровень госстандарта.
Группы эти непостоянные. Не надо пересаживать ребят по группам. Продолжительность 1 этапа около двух месяцев.
II этап. Дифференциация помощи, содержания и процесса обучения.
дифференциация помощи — различное количество дополнительных занятий, подсказок при решении у доски.
дифференциация содержания. Изучение темы начинается на одном уровне. Далее сильным учащимся на дополнительном занятии можно доказать наиболее трудные теоремы, либо задать на дом разобрать самостоятельно, затем объяснить то, что им не ясно.
Домашние задания задавать по группам I, II, III. При этом I группе не надо увеличивать объем, а усиливать трудность.
Дифференцировать устные упражнения. IIгруппа может работать по карточкам у доски, для I группы включить 1-2 трудных упражнения.
Дифференцируется с помощью карточек работа на уроке по формированию общеучебных умений и навыков.
У доски работают ученики II группы, одновременно на откидных досках работают по двое из IIIгруппы, а ученики I группы решают в тетрадях более трудные задания. Одновременно с формированием ОУУН идет работа по ликвидации пробелов.
3) дифференциация процесса обучения.
Необходимо каждому ребенку обеспечить свой темп в продвижении. Сильного ученика вывести на более трудные задания, а затем и на опережающее обучение. Ученики III группы усвоят в это время госстандарт.
III этап. Дифференцированный контроль. Это разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Уровень ребенок выбирает сам. Нецелесообразно заставлять сильного ученика выполнять сначала работу на «3», пусть сразу решает свой уровень. Со слабыми учащимися вариант контрольной работы можно предварительно разобрать.
Как освоить эту технологию?
Преподавателю надо представлять, какие результаты он хочет получить в своей работе.
Проводить самоанализ каждого урока: кто из учеников что получил для себя, кто из учеников не до конца включился в работу. Следующий урок в другом классе провести с учетом такого самоанализа.
Ставить на урок три задачи — обучающую, воспитывающую и развивающую. Осмысливать, какие формы и методы применить на уроке для достижения этих целей.
Изучать опыт коллег, читать работы новаторов.
Стремиться обобщить свой опыт, поделиться им с коллегами и создать свою технологию.