познакомить учащихся с понятием толерантности и с основными чертами толерантной и интолерантной личности ; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««что такое толерантность»»
3
Психокоррекционное занятие на тему: «что такое толерантность»
Цели: познакомить учащихся с понятием толерантности и с основными чертами толерантной и интолерантной личности ; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей .
Понятие «толерантность».
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; ,
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском языке - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Выполнение упражнений.
Упражнение «Шеренга».
Участники стоят спинами друг к другу по 2 человека, образуя шеренгу. Задача ведущего - пробиться сквозь шеренгу. Ведущим должен побывать каждый.
Упражнение «Реакция».
Сейчас мы будем ходить по классу и реагировать на ее изменения. Причем вы должны отреагировать так, как вы обычно поступаете в подобных ситуациях; так, чтобы мы вас узнали...
- Вся комната залита ярким, оранжевым светом; свет повсюду: на стенах, на полу. А сейчас в комнату заходит страшный, ужасный Франкенштейн. Наступает темнота. Вдруг ужасы исчезают, сквозь окно пробивается лучик света. Постепенно становится светлее. Но вы замечаете, что комната наполнена жвачкой, липкой, сладкой. Вы пробираетесь сквозь нее... А теперь пошел серый дождь. Все вокруг стало мокрым и печальным...
Упражнение «Построение».
- Участники строятся по росту, начиная с самого высокого.
- За несколько секунд произвести построение участников по цвету глаз, начиная с самых темных.
Упражнение «Кто я?»
Участникам предлагается мысленно задать себе вопрос: «Кто я?» - и из предложенных картинок и вырезок создать коллаж, отвечающий на этот вопрос.
Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Ин-толерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими».
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всем его многообразии.
А теперь вам нужно распределить слова в 2 колонки, где в 1-й - колонке - черты, присущие толерантной личности, во 2-й -черты, присущие интолерантнои личности: терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Толерантная личность
Интолерантная личность
Терпение
Чувство юмора
Уважение мнения других и т. д.
Непонимание Игнорирование Эгоизм и
т.д
Упражнение «Волшебная лавка».
Цель: участникам дается возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Участникам группы необходимо представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Я буду продавцом, который обменивает одни качества на другие. Любой из вас может выбрать одну или несколько «вещей», которых у вас нет.(Это те качества, которые слабо выражены у данного участника. Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен. Например, участник может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.)
Упражнение «Никто не знает...».
Участники бросают друг другу мяч со словами: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»
Упражнение «Акустика».
Участники молча сидят в кругу. Закрыв глаза, они сначала концентрируют внимание на звуках, доносящихся извне, - из коридора, с улицы. Через 1-2 минуты ведущий спрашивает, что они слышали. Затем на 1-2 минуты они вновь закрывают глаза и концентрируют внимание на звуках внутри комнаты. Через 1-2 минуты ведущий вновь спрашивает о том, что они услышали. Затем на 1-2 минуты дети закрывают глаза и прислушиваются к своему внутреннему состоянию и вновь анализируют услышанное.
Упражнение «Весенний лес».
Представьте, что вы в весеннем лесу. Выберите для себя какую-либо роль:
зрячего (вижу);
слышащего (слышу);
осязающего (ощущаю);
тонко чувствующего запахи (обоняние). Рассказать по очереди о своих ощущениях.
Заключительное задание «Дерево толерантности».
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)