ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Что такое толерантность»
Цель урока: формирование качества толерантности.
Задачи: ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием; развивать коммуникативные умения детей; развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности; развивать умение пользования словарями
Ход занятия
I. Организационный момент «Минутка радости»
- Создадим хорошее настроение. Найдите, молча, глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
II. Сообщение темы
- Сегодня необычный урок. Мы не будем заниматься математикой, чтением и т.п. Мы будем изучать…? Это вы узнаете, разгадав загадку.
- Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.
III. Вступительная беседа
- Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера (души). Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать. Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся с новым словом. А с каким вы узнаете, отгадав ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы слова, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры. Расставьте ответы по порядку. Прочитайте, какое слово получилось?
т
о
л
е
р
а
н
т
н
о
с
т
ь
41-40
15-13
33-30
20-16
17-12
12-6
3+4
2+6
7+2
5+5
5+6
8+4
10+3
- Что означает это слово? Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в ИНТЕРНЕТЕ, как растолковывается это слово. Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий Толерантность – терпимость, допущение.
16 ноября международный день толерантности. Как вы думаете, зачем он?
- Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?
IV. Тестирование (практическая работа)
- Вам будут предложены 5 вопросов, на которые будут даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности. - Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.
V. Физкультминутка.
- Как у вас настроение? Чтобы оно стало ещё лучше, давайте порадуемся за своих одноклассников.
VI. Работа в группах
Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация. На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация. Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация. Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация. У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя и высказывают общее решение группы.
А теперь проведем такую игру. Я называю ситуацию, а вы поднимите руку, если вам подходит первое выражение, хлопаете в ладоши – второе.
- Младший брат сломал твою игрушку. 1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
- Ты поссорился со своей сестрой. 1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
- С тобой поступают жестоко.1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
- Ты недоволен собой. 1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.
- Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими. 1.Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
VII. Итог занятия
- Пришло время заканчивать наш необычный урок – урок толерантности.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
На столах у вас есть смайлики. Если вам понравилось наше занятие и вы чувствовали себя хорошо поднимите вверх жёлтый, а если тебе было грустно и не интересно, то красный.
Дополнительно если осталось время.
А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».
напишете, что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.