kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аутичные дети -что это такое?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления на педсовете, методическом объединении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аутичные дети -что это такое?»

Доклад

«Аутичные дети - что это такое?»


Странный ребенок

Так уж устроен человек — до последнего будет отмахиваться от мыслей о самом страшном. Мама четырехлетнего Мити понимала, что ее мальчик — не совсем такой, как другие дети, но серьезных нарушений в его развитии до поры до времени она не видела. В самом деле, ребенок начал говорить вовремя, очень рано стал запоминать и рассказывать стихи. Более того, память у мальчика была необыкновенная для его возраста — он так и сыпал фразами из сказок и мультфильмов, часто повторял мамины реплики, очень похоже передавая даже интонацию.

Вот только диалога с сыном никак не получалось — Митя как будто не слышал, что ему говорят, и практически не реагировал ни на просьбы, ни на замечания, в какой бы форме их ни высказывали. Были у мальчика и другие странности. Митя, например, никогда не задавал вопросов.

А еще у него была способность, совершенно невероятная для такого маленького ребенка, часами заниматься одним и тем же, в то время как другим детям быстро наскучивало прежнее занятие и они переключались на что-то новое. Так, мальчик мог полдня простоять над маминой гитарой, дергая за одну струну. Когда кто-то из взрослых пытался вмешаться и отвлечь Митю, он выражал свой протест громким криком.

Иногда он подолгу повторял как заведенный строчку из стихотворения... Местоимение «я» он почти не употреблял, о себе чаще всего говорил в третьем лице — «Митя гуляет», «Митя хочет», а иногда даже во множественном числе: «Мы хотим...»

Любой контакт с посторонним человеком выводил мальчика из себя. Иногда маме казалось, что он просто боится незнакомых людей — когда в дом приходили гости, Митя прятался в дальнем углу, а если мама пыталась познакомить его с кем-то, вырывался, громко кричал и даже плакал. Примерно так же он реагировал, если доводилось находиться в новом для него месте... Психолог, а затем и врач сошлись во мнении: Митя — аутичный ребенок.


Что же это такое?

Аутизм — болезнь загадочная и малоизученная. К счастью, специалисты утверждают, что чистые, «классические» аутисты практически не встречаются, как правило, приходится сталкиваться с детьми, у которых наблюдаются отдельные проявления аутизма. Более того, на современном этапе развития психологии и медицины многие проблемы аутистов решаются, и настолько успешно, что этот диагноз, прежде такой страшный, уже не грозит ребенку искалеченной жизнью и не пугает родителей.

Что же такое аутизм? Это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается в нарушении контакта с окружающими, эмоциональной холодности, стереотипной деятельности.

Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который появляется у детей примерно с первого месяца, он эмоционально очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребенок-аутист не улыбается, избегает контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы.

Однако по-настоящему распознать аутизм можно лишь тогда, когда ребенок переходит годовой рубеж. Такой малыш очень боится перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у него тревогу, которая проявляется либо в отсутствии контактов, либо в истерике, отказе что-то делать.

Классификация аутизма

По степени тяжести аутизм у детей варьируется от легкой до очень тяжелой. При легкой степени аутизма ребенок может казаться нормальным, ну и только немного странным. А вот тяжелая степень этого заболевания может полностью нарушить функции головного мозга. Вот тут мы уже видим явные странности в поведении малыша, отклонения в общении и социальном взаимодействии.

Выделяется четыре группы детского аутизма. Каждая из них характерна своими способами отрешенности от внешнего мира в обществе.


  • Отрешенность от происходящего полная. Дети этой группы не имеют точек соприкосновения с окружающим миром. Они совершенно не реагируют на отсутствие пищи, влажные пеленки. Их напрягает взгляд и даже незначительные телесные контакты.

  • Отвержение окружающей среды. Характеризуется тщательной избирательностью в контактах. Общение ребенка может ограничиваться только родителями. Для малышей этой группы свойственно испытывать сильное чувство страха. Эта реакция бывает очень агрессивна. Но дети второй группы, в отличие от первой, более адаптированы к жизни в обществе.

  • Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться в своих интересах. Их занятия, как правило, не носят познавательный характер. Ребенок может длительное время рисовать один и тот же сюжет, разговаривать месяцами на одну и ту же тему. Их интересы зачастую агрессивны и устрашающи.

  • Трудности при взаимодействии с окружающей средой — проявление аутизма в легкой степени. У детей повышены ранимость и уязвимость.





Британские ученые установили, что аутизмом страдают в среднем шесть детей из тысячи в возрасте до восьми лет (раньше считалось, что один-двое из тысячи). Мальчики болеют в три раза чаще, чем девочки. На сегодняшний день, увы, аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота.

Почему возникает аутизм?

Аутизм считают генетическим заболеванием, хотя причины его возникновения на сегодняшний день достоверно не выяснены. Это заболевание объединяет ряд разнообразных симптомов, которые могут проявляться у всех аутистов по-разному. Следует помнить, что, чем раньше установлен диагноз, чем быстрее начата терапия, тем больше шансов у ребенка для нормальной адаптации в обществе.

Возникает вопрос: каковы же вероятные причины аутизма у детей?

Причины аутизма у детей.

  • Причиной развития аутизма может быть какое-либо органическое повреждение плода, которое произошло в период внутриутробного развития или в процессе родов. Некоторые из таких повреждений могут возникнуть, если мать во время беременности перенесла какие-либо вирусные инфекции (краснуха, корь, ветряная оспа). Во время болезни нарушается процесс формирования головного мозга, а это может способствовать развитию аутизма у ребенка.

  • Если аутизмом страдает хотя-бы один из родителей, то существует риск возникновения этого заболевания у детей. Следует знать, что если один малыш болен аутизмом, вероятнее всего и второй ребенок будет страдать этим заболеванием.

  • Медики предполагают, что аутизм может быть наследственной аномалией и передаваться на генном уровне. Подтверждением этого могут быть проявления этого заболевания у нескольких членов одной семьи. Но до сих пор не выявлены гены, которые отвечают за возникновение аутизма.

  • Причиной появления аутизма могут быть гормональные и иммунные нарушения, всевозможные расстройства нервной системы.

  • Некоторые считают, что появление болезни могут спровоцировать детские вакцины. Однако этому нет подтверждения. Если какие-то изменения произошли после вакцинации, это может быть первым сигналом на нарушения, которые раньше себя не проявляли. А прививка послужила лишь пусковым механизмом.

  • Влияют на возникновение аутизма окружение, отношения в семье, условия проживания. Развитию заболевания может привести затянувшаяся депрессия.

Рассматривая причины возникновения аутизма, можно сделать вывод, что чаще всего он развивается при совокупности нескольких вышеперечисленных факторов. Большое количество работ по изучению аутизма так и не привели к единому мнению и теории о лечении и возникновении этого заболевания.

Симптомы аутизма у детей

  • Дети, которые страдают аутизмом, чувствуют себя дискомфортно в обществе. Для их поведения характерны отстраненность от внешнего мира и желание находиться в одиночестве.

  • Одним из важных симптомов у детей среднего и старшего возраста могут быть неспособность к обучению. Ребенок не может формулировать предложения, говорить правильно даже при регулярном обучении.

  • Многие не переносят яркий свет. Они не любят каких-либо изменений, не нравятся им перемены, которые вносятся в их привычный режим.

  • У детей нарушается способность понимать полученную информацию, они не любят делиться чем-либо с окружающими.

  • Дети-аутисты могут по-разному относиться к присутствию или отсутствию матери: одни вовсе не замечают ее, а другие очень тяжело переносят уход и отсутствие мамы. Их реакция может закончиться тяжелым соматическим состоянием (повышенной температурой, рвотой).

  • В более старшем возрасте у детей появляется нежелание принимать участие в различных коллективных играх, дружить с детьми, у них отсутствует чувство сопереживания.

Диагностика и лечение детского аутизма.

К сожалению, аутизм не лечится полностью. Однако вспомогательная терапия поможет в ликвидации нежелательных моментов поведения и будет способствовать нормальному развитию ребенка. Аутизм очень часто приходится дифференцировать с неврозоподобными состояниями и неврозами. Для уточнения диагноза врач собирает анамнез. При этом уточняются предполагаемые причины возникновения заболевания, рассматриваются присутствующие симптомы.

Детский аутизм — сложное заболевание. Но все же ребенка-аутиста можно попытаться вернуть к нормальному образу жизни, помочь ему адаптироваться к окружающему миру, если выполнять рекомендации врачей. Основой, из составляющих комплексного воздействия на больных аутизмом, является психотерапия. Психотерапевт поможет малышу, если это возможно, наладить контакт с окружающими его людьми, преодолеть страхи и психологические барьеры.

Дети могут получать образование в школе. Но здесь нужно использовать различные подходы и методы. Возможно обучение в малочисленных спецклассах и спецшколах, а может быть и интеграция, где одновременно учатся здоровые дети и страдающие аутизмом.

У ребенка можно попытаться развить связь с родителями, улучшить социальную адаптацию. Чтобы определить специфику отставания в развитии малыша, лечащий врач проводит тесты на аутизм, применяет различные схемы-опросники.

Лечением и наблюдением за больным ребенком должен заниматься опытный психолог, т. к. лечение будет длительным, а смена докторов может привести к ухудшению состояния малыша.

Уменьшению риска возникновения аутизма будет способствовать правильное отношение молодежи к беременности и ее планированию. Будущие родители должны пройти обследование, чтобы выявить хронические заболевания, если они есть. Будущая мама должна вести здоровый образ жизни, при беременности наблюдаться у врача-гинеколога.

Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. В некоторых случаях положительной динамики удается добиться быстро, а иногда на это уходят годы.

Родителям следует знать и помнить, что если ребенок страдает аутизмом, прежде всего его нужно любить и принять таким, какой он в данный момент есть. Ведь это не больные дети — они просто другие.







Рекомендации родителям:

  • Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения.

  • Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

  • Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность.

  • Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания.

  • Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово.

  • Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют».

  • При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для пего была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.

  • Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям.

  • Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек», который вышел недавно на экраны, тоже очень выразительны мимика и эмоции героев. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение.

  • Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.

  • Очень полезно придумывать истории, в которых действуют примерные и скверные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения.

Важно не переусердствовать: каждый ребенок имеет право побыть один. Не перегружайте его своим присутствием, давайте ему отдохнуть.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Аутичные дети -что это такое?

Автор: Надежда Владимировна Алешина

Дата: 05.01.2020

Номер свидетельства: 534542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Методы прикладного анализа в коррекции и воспитании аутичных детей"
    ["seo_title"] => string(74) "mietody_prikladnogho_analiza_v_korriektsii_i_vospitanii_autichnykh_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "410513"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492671598"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА "
    ["seo_title"] => string(56) "osobiennosti-protsiessa-obuchieniia-autichnogo-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "121342"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413950565"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект урока для детей с умеренной степенью умственной отсталости по теме: Звук и буква Д "Красота и добро". "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-dlia-dietiei-s-umieriennoi-stiepien-iu-umstviennoi-otstalosti-po-tiemie-zvuk-i-bukva-d-krasota-i-dobro"
    ["file_id"] => string(6) "169962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423488808"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Психологическая коррекция   детей с ранним детским аутизмом в условиях коррекционной школы"
    ["seo_title"] => string(94) "psikhologhichieskaiakorriektsiiadietieisrannimdietskimautizmomvusloviiakhkorriektsionnoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "275249"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452533355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Советы родителям детей аутистов ""
    ["seo_title"] => string(32) "sovety_roditeliam_detei_autistov"
    ["file_id"] => string(6) "627782"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1679157785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства