kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Арт-терапия в работе с детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика в арт-терапии.Теоретические аспекты использования техник арт-терапии в работе с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Арт-терапия в работе с детьми"»

«Арт-терапия в работе с детьми»

Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности.

Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве отображается то, что его волнует, то, что для него важно.

Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых лишь только сбивает их с толку и запутывает еще больше. Рисуя, они сами формируют познаваемое, и таким образом обнаруживают свое внутреннее знание и путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.

Л.С. Выготский говорил о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры. Первые ассоциативные образы, созданные детьми младшего дошкольного возраста, являются для ребенка как бы «живыми» и легко включаются им в ситуацию игры.

Для ребенка игра – это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В игре ребенок легко открывает свои чувства и переживания. Это удивительный вид творчества ребенка. В руках ребенка простые камешки, палки, платки могут превратиться в торты и пирожные, сабли и великолепные наряды.

Рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно распоряжаться собой и своими вещами.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования.

Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.


Методы арт-терапии:


Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Используется для коррекции невротических состояний, психосоматических нарушений, позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от негативных переживаний прошлого.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнение скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов (краски, восковые мелки, пастель, пластилин, глина, для коллажей – газеты, журналы, клей, природные материалы).

Пример: проективные диагностические задания «Моя семья», «Кактус», «Слон» и др. Рисунок страха.

Сюда же включается и техника медитативного рисунка – мандала. (магический круг).


Сказкотерапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей. Совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира.


Коррекциональные функции сказки:

- психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

- символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

- принятие в символической форме своей физической активности.

Основные приемы работы со сказкой:

  1. Анализ сказок (осознание, интерпритация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев).

  2. Рассказывание сказок (прорабатывает развитие фантазии, воображения, способность к децентированию).

  3. Переписывание сказок (позволяет ребенку самостоятельно находить варианты разрешения ситуаций, позволяют освободиться от внутреннего напряжения)

  4. Постановка сказок с помощью кукол (позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно не может позволить проявить).

  5. Сочинение сказок (дает возможность отреагировать значимые эмоции. Выявить внутренние конфликты и затруднения).


Пример: отрывок из сказки (Царевна-лягушка)



Игровая терапия

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с психологом.
Психокоррекционное воздействие:

  1. Предупреждение развития у детей нервно-психических патологий (снятие внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру)

  2. Коррекция пведенческих проблем

  3. Развитие творческого потенциала.



Песочная терапия

Это невербальная форма психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Данный метод позволяет гармонизировать внутренний душевный хаос посредством нескольких механизмов:

  1. проработки психотравмирующих ситуаций;

  2. отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;

  3. расширение внутреннего опыта;

  4. изменение отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

  5. укрепление доверия к миру.



Музыкальная терапия

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Музыкотерапия эффективна в коррекции нарушений общения, позволяет создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.


Фототерапия

Фототерапия – основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.

- в фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии;

- передает личное отношение к изображаемому событию;

- проясняет события, скрытые за кадром;

- оказывает воздействие на зрителя;

- является универсальным инструментом сохранения и передачи информации и образного познания реальности.


Так, например, просмотр слайдов с объектами природы – цветов, насекомых, животных, - сопровождаемых подходящей музыкальной композицией, обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывает положительные эмоции и переживания, оказывает многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на детей и взрослых.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Арт-терапия в работе с детьми"

Автор: Лопата Ольга Васильевна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Современные методы работы с детьми из неблагополучных семей. "
    ["seo_title"] => string(70) "sovriemiennyie-mietody-raboty-s-diet-mi-iz-nieblaghopoluchnykh-siemiei"
    ["file_id"] => string(6) "192179"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427433647"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) ""Использование искусства в лечении в разные исторические периоды" Мини-реферат "
    ["seo_title"] => string(87) "ispol-zovaniie-iskusstva-v-liechienii-v-raznyie-istorichieskiie-pieriody-mini-riefierat"
    ["file_id"] => string(6) "207876"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430671023"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми младшего возраста» "
    ["seo_title"] => string(79) "art-tierapievtichieskiie-tiekhnologhii-v-rabotie-s-diet-mi-mladshiegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "212886"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948350"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Использование средств арттерапии в работе с детьми с особенностями психофизического развития. Программа "В стране волшебной чувств" "
    ["seo_title"] => string(145) "ispol-zovaniie-sriedstv-arttierapii-v-rabotie-s-diet-mi-s-osobiennostiami-psikhofizichieskogho-razvitiia-proghramma-v-stranie-volshiebnoi-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "232121"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442756034"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Арттерапия в работе с детьми"
    ["seo_title"] => string(28) "artterapiia_v_rabote_s_detmi"
    ["file_id"] => string(6) "608046"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653506862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства