Просмотр содержимого документа
«"Арт-терапия в работе с детьми"»
«Арт-терапия в работе с детьми»
Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности.
Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве отображается то, что его волнует, то, что для него важно.
Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых лишь только сбивает их с толку и запутывает еще больше. Рисуя, они сами формируют познаваемое, и таким образом обнаруживают свое внутреннее знание и путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.
Л.С. Выготский говорил о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры. Первые ассоциативные образы, созданные детьми младшего дошкольного возраста, являются для ребенка как бы «живыми» и легко включаются им в ситуацию игры.
Для ребенка игра – это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В игре ребенок легко открывает свои чувства и переживания. Это удивительный вид творчества ребенка. В руках ребенка простые камешки, палки, платки могут превратиться в торты и пирожные, сабли и великолепные наряды.
Рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно распоряжаться собой и своими вещами.
Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования.
Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
Методы арт-терапии:
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Используется для коррекции невротических состояний, психосоматических нарушений, позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от негативных переживаний прошлого.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнение скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов (краски, восковые мелки, пастель, пластилин, глина, для коллажей – газеты, журналы, клей, природные материалы).
Пример: проективные диагностические задания «Моя семья», «Кактус», «Слон» и др. Рисунок страха.
Сюда же включается и техника медитативного рисунка – мандала. (магический круг).
Сказкотерапия
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей. Совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира.
Коррекциональные функции сказки:
- психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
- символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
- принятие в символической форме своей физической активности.
Основные приемы работы со сказкой:
Анализ сказок (осознание, интерпритация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев).
Рассказывание сказок (прорабатывает развитие фантазии, воображения, способность к децентированию).
Переписывание сказок (позволяет ребенку самостоятельно находить варианты разрешения ситуаций, позволяют освободиться от внутреннего напряжения)
Постановка сказок с помощью кукол (позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно не может позволить проявить).
Сочинение сказок (дает возможность отреагировать значимые эмоции. Выявить внутренние конфликты и затруднения).
Пример: отрывок из сказки (Царевна-лягушка)
Игровая терапия
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с психологом. Психокоррекционное воздействие:
Предупреждение развития у детей нервно-психических патологий (снятие внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру)
Коррекция пведенческих проблем
Развитие творческого потенциала.
Песочная терапия
Это невербальная форма психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Данный метод позволяет гармонизировать внутренний душевный хаос посредством нескольких механизмов:
проработки психотравмирующих ситуаций;
отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;
расширение внутреннего опыта;
изменение отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.
укрепление доверия к миру.
Музыкальная терапия
Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Музыкотерапия эффективна в коррекции нарушений общения, позволяет создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
Фототерапия
Фототерапия – основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.
- в фотографии может происходить соприкосновение и соединение реальности и фантазии;
- передает личное отношение к изображаемому событию;
- проясняет события, скрытые за кадром;
- оказывает воздействие на зрителя;
- является универсальным инструментом сохранения и передачи информации и образного познания реальности.
Так, например, просмотр слайдов с объектами природы – цветов, насекомых, животных, - сопровождаемых подходящей музыкальной композицией, обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывает положительные эмоции и переживания, оказывает многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на детей и взрослых.