Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Арт – терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества.
Арт - терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
ЦЕЛИ АРТ-ТЕРАПИИ:
выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости.
АРТ-ТЕРАПИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ : при психологических травмах, потерях; кризисных состояниях; внутри- и межличностных конфликтах; постстрессовых, невротических и психосоматических расстройствах; при возрастных кризисах; при развитие креативности; при развитие целостности личности.
Возможности арт-терапии: направлена на решение психологических проблем и не ставить своей целью сделать человека художником или актером; может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста; помогает устанавливать отношения между людьми; посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других; позволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты; все это происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. развивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. является хорошим способом социальной адаптации: наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. В арт-терапия в основном использует средства невербального общения, это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Два основных подхода в арт - терапии:
1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт – терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм - сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.
2. На первом месте - терапевтические цели, творческие цели вторичны. Арт- терапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм - трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ.
Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Библиотерапия
Библиотерапия направлена на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на: мышление людей; на их характер; формировать их поведение; помочь в решении проблем.
Игротерапия
Использование «игрушек» в дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддитивное или созависимое поведение.
Изотерапия
Изотерапия дает возможность: выход внутренним конфликтам; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей.
Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски.
Коллаж – (от фр.collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы.
Оригами - (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами — журавлик и специальная декоративная бумага для оригами
Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Цветотерапия – это лечение цветом. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие. темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение.
Сказкотерапия
Это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Фототерапия
Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д. )
Глинотерапия благодаря лепке человек может научиться управлять собой; дают человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями ( страх, агрессия, обида).
Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях:
работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;
помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;
царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
формированию представлений о себе,
изучению и выражению своих чувств и эмоций;
формированию позитивного самовосприятия;
развитию коммуникативных навыков;
эмоциональному сближению;
снятию психоэмоционального напряжения;
развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
Заповеди арт-терапии: Самая первая и главная заповедь арт - терапии: Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья. Вторая заповедь арт - терапии: рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором , а не психотерапевтом. Анализируя (то есть по- просту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Третья заповедь арт - терапии: арт -терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.
Арт-терапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий, а главное, это эффективно, доступно, безопасно, ИНТЕРЕСНО.