"Адаптация учащихся к условиям образовательного процесса на уровне начального и основного общего образования"
"Адаптация учащихся к условиям образовательного процесса на уровне начального и основного общего образования"
Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Адаптация учащихся к условиям образовательного процесса на уровне начального и основного общего образования"»
МБОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Выступление на педагогическом совете
Подготовила:
педагог – психолог
высшей категории
Сергеева И.В.
Клюква – 2020 г
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Они неизбежно возникают и у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения в начальной, в средней школе.
Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическими особенностями возраста.
И у первоклассников, и у пятиклассников, изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому Цель адаптационного периода:Помочь учащимся как можно быстрее адаптироваться к новым условиям. Поддержка должна идти как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в
школе:
Поступление в 1 класс.
Переход из начальной школы в среднюю (5 класс).
Переход из средней в старшую (10 класс).
Период адаптации ребенка к школе может длится:
от 2 – 3 недель
от одного месяца до трех , до полугода
это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Возрастные особенности первоклассников.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
В этот же период жизни, в 6 – 7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенка своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».
К 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению).
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал.
Поведение первоклассников также отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники.
Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Свою работу по адаптации, я начинаю с диагностики. Используются такие методики :
методика «Школьная зрелость»
Уровни
1 класс
12 уч.
Высокий уровень готовности к школе
Средний уровень готовности к школе
Низкий уровень готовности к школе
Цель: определить особенности протекания процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения и способности к преодолению жизненных препятствий.
Вывод: По результатам диагностической работы по изучению уровня готовности к школьному обучению можно сделать выводы о том, что у первоклассников выявлен высокий уровень готовности к школе и составляет 59,4%
методика «Мотивация к школьному обучению» по Н.Г. Лускановой
цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Результаты:
высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов – 13-15 баллов у 1 чел.(8,3%)
Нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов – 7-9 баллов – 9 чел.(75%)
Сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов 4-6баллов -2 чел.(16,7%)
Низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива 0-3 балла – нет.
Анкета с родителями (Битянова М. Р)
Цель : выявление проблем ребёнка со школой и нужна ли ему помощь.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).
7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
Анкета «Изучение особенностей адаптации первоклассников к школе» автор – Л.М. Ковалёва.
Опросник состоит из 46 вопросов, из них 45 вопросов касаются возможных вариантов поведения ребёнка в школе, один – участие родителей в воспитании.
Результаты:
После проведённой диагностики, провожу групповые корекционно – развивающие занятия. «Я – первоклассник»
(по мере возможности)
Ещё одним из наиболее сложным и важным периодом в жизни школьника можно назвать переход из начального звена в среднее – переход в 5 класс.
Возрастные особенности пятиклассников.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.
Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.
Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.
Свою работу по адаптации, я начинаю с диагностики. Используются такие методики :
Анкета адаптации
Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
непривычное расписание (новый режим);
новый классный руководитель;
в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
Адаптация обучающихся проходит у каждого по-своему. Учится стало легче — считают 8,3% обучающихся, также — 66,7% обучающихся, по- разному — 25% обучающихся. Самые трудные предметы — русский, немецкий. В числе лёгких предметов ребята называют — математика, литература, музыка, ИЗО, мифы древней греции. На каких предметах интересно — мифы древней греции, история, ОБЖ.
Нравится ,что каждый предмет ведёт другой учитель — 5 8,4% обучающимся; интересно — 33,3 % обучающихся; не нравится — 8,3 %.
Уроки делают сразу после школы —41,7% детей; 50% - после отдыха, и делают уроки поздно вечером — 8,3% детей. Особенно нужно обратить внимание на режим дня каждого ребёнка, потому что некоторые дети говорят, что иногда ложатся спать уже после 22 часов. При этом легко встают утром в школу лишь половину детей. В данном классе процесс адаптации у большинства обучающихся 5 класса проходит успешно. Как уже было сказано процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть разным.
«Тревожность по Филлипсу».
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.
Уровни
5 «А» класс
18 уч.
Низкий
15 (88,2%)
Повышенный
2 (11,8%)
Высокий
0
Вывод: По результатам диагностической работы можно сделать выводы о том, что у учащихся 5-х классов выявлен низкий уровень тревожности (88,2%) .
После проведённой диагностики, провожу групповые корекционно – развивающие занятия. «Я – пятиклассник»
(по мере возможности)
Так же проводятся классные часы.
Занятия с элементами тренинга
Таким образом, рассмотрев основные особенности, характерные для адаптации учащихся 1 и 5 классов, можно сказать о том, что процесс адаптации является одним из наиболее сложных периодов в жизни школьника и требует психологического сопровождения. Период адаптации первоклассников и пятиклассников проходит успешно.