kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Адаптация учащихся к условиям образовательного процесса на уровне начального и основного общего образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Адаптация учащихся к условиям образовательного процесса на уровне начального и основного общего образования"»



МБОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Выступление на педагогическом совете












Подготовила:

педагог – психолог

высшей категории

Сергеева И.В.




Клюква – 2020 г

Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. 

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. 

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Они неизбежно возникают и у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения в начальной, в средней школе.

Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическими особенностями возраста.

   И у первоклассников, и у пятиклассников, изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.


Поэтому Цель адаптационного периода: Помочь учащимся как можно быстрее адаптироваться к новым условиям. Поддержка должна идти как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

        Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в

школе:

  1. Поступление в 1 класс.

  2. Переход из начальной школы в среднюю (5 класс).

  3. Переход из средней в старшую (10 класс).

        Период адаптации ребенка к школе может длится:

  • от 2 – 3 недель

  • от одного месяца до трех , до полугода

  • это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности ребенка к школьной жизни.

Возрастные особенности первоклассников.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

В этот же период жизни, в 6 – 7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенка своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

К 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению).

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал.

Поведение первоклассников также отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники.

Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.


Свою работу по адаптации, я начинаю с диагностики. Используются такие методики :

  1. методика «Школьная зрелость»

Уровни

1 класс

12 уч.

Высокий уровень готовности к школе


Средний уровень готовности к школе


Низкий уровень готовности к школе


Цель: определить особенности протекания процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения и способности к преодолению жизненных препятствий.             



             







Вывод: По результатам диагностической работы по изучению уровня готовности к школьному обучению можно сделать выводы о том, что у первоклассников выявлен высокий уровень готовности к школе и составляет 59,4%


  1. методика «Мотивация к школьному обучению» по Н.Г. Лускановой

цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Результаты:

высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов – 13-15 баллов у 1 чел.(8,3%) 

Нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов – 7-9 баллов – 9 чел.(75%) 

Сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов 4-6баллов -2 чел.(16,7%) 

Низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива 0-3 балла – нет. 


  1. Анкета с родителями (Битянова М. Р)

Цель : выявление проблем ребёнка со школой и нужна ли ему помощь.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).

7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?



  1. Анкета «Изучение особенностей адаптации первоклассников к школе» автор – Л.М. Ковалёва.

Опросник состоит из 46 вопросов, из них 45 вопросов касаются возможных вариантов поведения ребёнка в школе, один – участие родителей в воспитании.

Результаты:




После проведённой диагностики, провожу групповые корекционно – развивающие занятия. «Я – первоклассник»

(по мере возможности)

Ещё одним из наиболее сложным и важным периодом в жизни школьника можно назвать переход из начального звена в среднее – переход в 5 класс.


Возрастные особенности пятиклассников.

      Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

      Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

      Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.

      Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.

      Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

      Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

     По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.

      Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

     Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые  школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.


Свою работу по адаптации, я начинаю с диагностики. Используются такие методики :

  1. Анкета адаптации

Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

  •  непривычное расписание (новый режим);

  •  новый классный руководитель;

  • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;


Адаптация обучающихся проходит у каждого по-своему. Учится стало легче — считают 8,3% обучающихся, также — 66,7% обучающихся, по- разному — 25% обучающихся. Самые трудные предметы — русский, немецкий. В числе лёгких предметов ребята называют — математика, литература, музыка, ИЗО, мифы древней греции. На каких предметах интересно — мифы древней греции, история, ОБЖ.

Нравится ,что каждый предмет ведёт другой учитель — 5 8,4% обучающимся; интересно — 33,3 % обучающихся; не нравится — 8,3 %.

Уроки делают сразу после школы —41,7% детей; 50% - после отдыха, и делают уроки поздно вечером — 8,3% детей. Особенно нужно обратить внимание на режим дня каждого ребёнка, потому что некоторые дети говорят, что иногда ложатся спать уже после 22 часов. При этом легко встают утром в школу лишь половину детей. В данном классе процесс адаптации у большинства обучающихся 5 класса проходит успешно. Как уже было сказано процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть разным.

  1. «Тревожность по Филлипсу».

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.

 

Уровни

5 «А» класс

18 уч.

Низкий

15 (88,2%)

Повышенный

2 (11,8%)

Высокий

0


 Вывод: По результатам диагностической работы можно сделать выводы о том, что у учащихся 5-х классов выявлен  низкий уровень тревожности (88,2%) .    

         После проведённой диагностики, провожу групповые корекционно – развивающие занятия. «Я – пятиклассник»

(по мере возможности)

Так же проводятся классные часы.

Занятия с элементами тренинга


   Таким образом, рассмотрев основные особенности, характерные для адаптации учащихся 1 и 5 классов, можно сказать о том, что процесс адаптации является одним из наиболее сложных периодов в жизни школьника и требует психологического сопровождения. Период адаптации первоклассников и пятиклассников проходит успешно.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Сергеева Ирина Викторовна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования"
    ["seo_title"] => string(99) "oprieiemstviennostifiedieralnykhghosudarstviennykhobrazovatielnykhstandartovobshchieghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "283853"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453893547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства