Проблемы, связанные с подготовкой к экзаменам, во все времена имели особую аффективную значимость для учащихся, родителей и педагогических работников. Как и всякое эмоциональное состояние, состояние учащихся перед экзаменом имеет сложную структуру. Дети пребывают в ожидании предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению, предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального состояния учащихся перед экзаменами – важный аспект психологической подготовки к ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Май-Июнь каждого года самые напряженные месяцы в жизни выпускников, родителей и педагогов.
Помните, что психологический стресс, переживаемый в этот период абсолютно нормальная реакция вашего организма.
Главным условием успешной сдачи экзаменов, конечно, является предметная подготовка, но и её бывает недостаточно для успеха.
Человек, прежде всего, существо биологическое (а уж потом – социальное), соответственно тревожность проявляется в первую очередь на физиологическом уровне (потливость, дрожь, нарушение сна и т.п.).
Именно поэтому, говоря о средствах психологической поддержки, особое внимание стоит обратить на те, которые воздействуют на психофизиологическом уровне.
Рекомендации выпускникамза месяц до экзаменов:
Равномерно распределяйте умственную нагрузку при подготовке к экзаменам, силы вам еще потребуются!
Заучивая материал, повторяйте его по 20 минут. Эффективно повторение утром и перед сном. Чтобы перевести и закрепить информацию в долговременной памяти постепенно увеличивайте период между повторениями.
Воспроизводите запоминаемый материал своими словами, близко к тексту . Если забыли – не спешите подглядывать! Память тренируется в процессе припоминания, а не чтения! Если не можете вспомнить нужную информацию в течение 2 минут – посмотрите в источник.
Рекомендации выпускникамза месяц до экзаменов:
Чередуйте занятия и отдых: 50 минут умственной нагрузки/10 минут двигательной активности (лучше гимнастические упражнения) или релаксационного отдыха.
Соблюдайте режим питания, пейте много воды, позволяйте себе прогулки. Для эффективной работы мозга нужен кислород!
Сейчас, как никогда, вашему организму нужен полноценный сон , увеличьте его время на час.
Научитесь пользоваться техниками дыхательной и мышечной релаксации. Они очень помогут на экзамене!
В день экзамена избегайте стрессовых ситуаций , споров с родителями, одноклассниками и других случаев, когда вы сердитесь.
Думайте о том, что вы можете сделать, а не о том, чего не можете.
Рекомендации выпускникамво время сдачи экзаменов:
Потратьте время на оценку каждого вопроса, распределите силы и время, выполнив следующие действия:
Если есть возможность выбора, прочтите по очереди каждый вопрос.
Без суеты, спокойно
– определите «хорошие» вопросы и отметьте (карандашом) их двумя «галочками»;
– решите, на какие вопросы вы можете попытаться ответить (это вопросы, по которым вы знаете, хотя бы часть ответа), и отметьте их «галочкой»;
– «плохие» вопросы отметьте «крестиком».
Начинайте отвечать с «хороших» вопросов, т.е. с тех, в ответах которых вы уверены.
Спокойно относитесь к тому, что вокруг уже все пишут ответы! Обдуманным выбором и обоснованной стратегией работы на экзамене вы обеспечиваете себе большее число баллов.
Рекомендации выпускникамво время сдачи экзаменов:
Важность дыхания для регулировки психоэмоционального состояния трудно переоценить. Дыхание регулируется нервной системой и, при определенной цикличности вдохов и выдохов, может ею управлять! По мнению физиологов, вдох связан с возбуждением нервной системы, выдох - с ее торможением, поэтому помните, что:
медленный ВДОХ и быстрый ВЫДОХ - мобилизует функции нервной системы
быстрый ВДОХ и медленный ВЫДОХ - успокаивает нервную систему
Осознанное дыхание: сядьте удобно, расслабьтесь, спину держите прямо. Делайте неглубокий вдох, выдох; затем второй глубже, выдох; и третий - полной грудью, после чего выдыхайте медленно, чтобы выдох по времени был равен трем вдохам. Выполняйте не менее 3-х минут.
ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ ЗАРАНЕЕ!
Рекомендации выпускникамво время сдачи экзаменов:
При сильных отрицательных эмоциях подышите уступами: 3-4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов заменяет смех). Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
Мышечная релаксация: наиболее простой способ – расслабление рук. Примите удобное положение, положите руки на колени или на стол, закройте глаза. Сосредоточьте внимание на руках: ощутите тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.
Рекомендации выпускникамСаморегуляция при стрессе,состоянии нервно-психической напряженности и утомления
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием через:
•управление дыханием
•управление тонусом мышц, движением
•воздействием словом
•использованием мысленных образов
Рекомендации выпускникамСПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ:
Смех, юмор, дурачество (позитивное настроение)
Восстановление ресурсов организма (полноценный сон, полезная еда)
Рекомендации выпускникамВы психологически готовы к экзамену, если думаете так:
Я хорошо представляю, как проходит экзамен.
Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время экзамена.
Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий.
Я волнуюсь, когда думаю, о предстоящем экзамене.
Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене.
Считаю, что могу сдать экзамен на высокую оценку.
Рекомендации родителямза месяц до экзаменов:
Контролируйте режим подготовки ребенка: не допускайте перегрузок; следите за чередованием занятий с отдыхом, возможностью регулярных прогулок на свежем воздухе.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Обеспечьте сбалансированное питание: во время интенсивного умственного напряжения ребенку необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
В процессе подготовки к экзаменам подбадривайте ребенка, повышайте его уверенность в себе, хвалите его за то, что он делает хорошо.
Владейте собой , заботьтесь о своем психоэмоциональном самочувствии, даже взрослые дети к нему очень чувствительны.
Научите ребенка пользоваться элементарными техниками дыхательной и мышечной релаксации. Они очень помогут ему на экзамене!
Рекомендации родителямв период сдачи экзаменов:
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых , он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Практика показывает: переедание непосредственно перед экзаменом тормозит умственную активность.
С утра перед экзаменом дайте ребенку шоколадку (это не баловство, а просто глюкоза, стимулирующая мозговую деятельность).
Дайте ребенку с собой воды .
Будьте уверены в успехе!
Откажитесь от критики после экзамена. При любом исходе ребенку нужна ваша поддержка. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Рекомендации педагогамза месяц до экзаменов:
Психофизиологическая помощь педагога
1. Рекомендовать плотную еду и чай или кофе на большой перемене.
2. Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха:
– 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22.30, продолжительность сна – не менее 9 часов;
– при непосредственной подготовке к экзамену – занятия по 1,5 часа с перерывами по 30 мин.
Педагогическая помощь
1. Рассаживайте тревожных учеников в середине класса или ближе к себе.
2. Спрашивайте в середине урока.
3. Подсказывайте родителям и тренируйте на уроках наиболее успешные для учеников приемы усвоения материала.
Психологическая помощь
1. Избегайте публичной критики тревожного и неуверенного ученика, обсуждайте неудачи индивидуально.
2. Поощряйте ученика за любые успехи – в учебе и в любых других делах (в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в хобби и пр.). Научите его самого поощрять себя за эти же успехи.
3. Обучайте подростков приемам волевой мобилизации, техникам дыхательной и мышечной релаксации. Они очень помогут на экзамене.
Рекомендации педагогамдля снятия личной тревожности:
Постарайтесь спокойнее относится к требованиям по подготовке и проведению процедуры экзамена. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом вашей успешной работы по подготовке учащихся к экзамену.
Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке ваших учащихся к экзамену.
ВСЕМУВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ, УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ И… ВЕЗЕНИЯ!!!