kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны виды школьной тревожности, причины её возникновения, предложены приемы снижения тревожности

Тревожность – это устойчивая индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющая отрицательную эмоциональную окраску. Тревожность может развиваться у человека в любом
возрасте. Тревога - это эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, эпизодическое проявление
беспокойства, нередко без всякого внешнего повода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения»»

«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения»   

«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения»  

 Тревога - это эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, эпизодическое проявление беспокойства, нередко без всякого внешнего повода.             Тревожность – это устойчивая индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющая отрицательную эмоциональную окраску.   Тревожность может развиваться у человека в любом возрасте     В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки.

Тревога - это эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, эпизодическое проявление беспокойства, нередко без всякого внешнего повода.

Тревожность – это устойчивая индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющая отрицательную эмоциональную окраску. Тревожность может развиваться у человека в любом возрасте

В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки.

   Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги  2. Скрытая тревожность: - теребление волос; постукивание пальцами по столу; -неадекватное спокойствие; - уход от ситуации.

  • Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги

2. Скрытая тревожность:

- теребление волос;

  • постукивание пальцами по столу;

-неадекватное спокойствие;

- уход от ситуации.

Формы тревожности Личностная т.- является стабильным свойством личности; Ситуативная т. - связана с конкретной внешней ситуацией; Школьная тревожность

Формы тревожности

  • Личностная т.- является стабильным свойством личности;
  • Ситуативная т. - связана с конкретной внешней ситуацией;
  • Школьная тревожность
Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:

Школьная тревожность

это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия.

Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:

1. Физическое пространство школы:   Темные коридоры, раздевалки, туалеты, большое количество людей

1. Физическое пространство школы:

Темные коридоры, раздевалки, туалеты, большое количество людей

2. Человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы «ученик – учитель – администрация - родители»:   неадекватные ожидания со стороны родителей    Чем более родители ориентированы на достижение ребёнком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребёнка тревожность.

2. Человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы «ученик – учитель – администрация - родители»:

  • неадекватные ожидания со стороны родителей

Чем более родители ориентированы на достижение ребёнком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребёнка тревожность.

неблагоприятные отношения с педагогами одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. завышенные требования педагога, не соответствующие возрастным возможностям детей.
  • неблагоприятные отношения с педагогами
  • одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам,
  • нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося.
  • завышенные требования педагога, не соответствующие возрастным возможностям детей.
! Стоит заметить, что бестактность педагога оказывается наиболее губительной для тех детей, которые уже имеют тревожность или находятся в состоянии «тревожной готовности»,  то есть чувствуют себя беспомощными, не имеющими защиты, возможностей сопротивления.
  • ! Стоит заметить, что бестактность педагога оказывается наиболее губительной для тех детей, которые уже имеют тревожность или находятся в состоянии «тревожной готовности»,

то есть чувствуют себя беспомощными, не имеющими защиты, возможностей сопротивления.

Смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом   Ситуация установления новых взаимосвязей может выступать для тревожных детей мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность  и, как следствие, снижающим эффективность их деятельности (как учебной, так и в плане общения, поведения).

Смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом

  • Ситуация установления новых взаимосвязей может выступать для тревожных детей мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность

и, как следствие, снижающим эффективность их деятельности (как учебной, так и в плане общения, поведения).

3. Программа обучения    - учебные нагрузки  Исследования психологов показывают, что после 6 недель активных занятий у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности.   Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва .

3. Программа обучения

- учебные нагрузки

Исследования психологов показывают, что после 6 недель активных занятий у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности.

Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва .

Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел.
  • Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел.
Неспособность учащегося справиться со школьной программой   Выбор учебной программы, не соответствующей уровню развития психических функций (мышления, память, внимание, речь), состоянию здоровья ребенка, имеющимся знаниям-умениям-навыкам способствует увеличению тревожности. При этом чем сложнее программа (и соответственно выше требования к способностям ребенка), тем ярче дезорганизующее влияние тревожности.

Неспособность учащегося справиться со школьной программой

  • Выбор учебной программы, не соответствующей уровню развития психических функций (мышления, память, внимание, речь), состоянию здоровья ребенка, имеющимся знаниям-умениям-навыкам способствует увеличению тревожности.
  • При этом чем сложнее программа (и соответственно выше требования к способностям ребенка), тем ярче дезорганизующее влияние тревожности.
Проявление школьной тревожности в поведении учащихся После болезни ребенок не хочет идти в школу Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же  книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы,  отказываясь от всего нового. Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок,  например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения. Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность. Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения. Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Проявление школьной тревожности в поведении учащихся

  • После болезни ребенок не хочет идти в школу
  • Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же

книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы,

отказываясь от всего нового.

  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок,

например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности

  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
КАК ЖЕ БОРОТЬСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ?  - Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребёнку ощущение успеха.

КАК ЖЕ БОРОТЬСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ?

- Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребёнку ощущение успеха.

«Формула ученического счастья

«Формула ученического счастья"

  • ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность)
  • строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (коммуникативная состоятельность)

- вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности)

 Ученики пытаются достичь

Ученики пытаются достичь "счастья" всеми способами.

А если им этого не удается, у них может возникать тревога.

При чем если количество тревожных ситуаций велико и постоянно состояние ситуативной тревоги может перейти/ трансформироваться в личностное качество тревожность.

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми:    Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям.  Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми:

  • Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям.

Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех. При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  • Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех. При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
  • Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка.
  • Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый». Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
  • Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.
  • Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый».
  • Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.
  • Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
  • Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.
Плакат с «заклинаниями-девизами» Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с заклинаниями (внутренними девизами): «Я смогу это!», «Попробуй – и результат обязательно будет!», «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!», «Я могу стать таким, каким я хочу быть».
  • Плакат с «заклинаниями-девизами»
  • Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно».
  • Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с заклинаниями (внутренними девизами):

«Я смогу это!»,

«Попробуй – и результат обязательно будет!»,

«Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!»,

«Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два плюса на каждый минус   Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений.  Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный.  Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретны.

Ищите два плюса на каждый минус

  • Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений.

Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный.

Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретны.

Декларация «Я могу»   В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится».  Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы». Попросите школьника повторять это перед сложным заданием или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.

Декларация «Я могу»

  • В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».
  • Попросите школьника повторять это перед сложным заданием или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.
Рассказывайте об ошибках  (игра «Классный пароль»)   Дети часто видят избирательно. Тревожные ученики могут видеть свои ошибки, но не видеть ошибок у других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, начав разговор об ошибках. Игра «Классный пароль» может спровоцировать дискуссию на подобную тему. Когда зазвенит звонок с уроков, встаньте в дверях и объявите, что пароль, по которому вы будете выпускать из класса – рассказ об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу ученики могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам учитель принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные ученики перестают чувствовать себя изолированными. В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок. Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.

Рассказывайте об ошибках (игра «Классный пароль»)

  • Дети часто видят избирательно. Тревожные ученики могут видеть свои ошибки, но не видеть ошибок у других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, начав разговор об ошибках.
  • Игра «Классный пароль» может спровоцировать дискуссию на подобную тему. Когда зазвенит звонок с уроков, встаньте в дверях и объявите, что пароль, по которому вы будете выпускать из класса – рассказ об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу ученики могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам учитель принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные ученики перестают чувствовать себя изолированными.
  • В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок. Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.
Показывайте ценность ошибки как попытки   Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется.  Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».

Показывайте ценность ошибки как попытки

  • Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется.

Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».

Подчеркивайте любые улучшения   Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.

Подчеркивайте любые улучшения

  • Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.
Раскрывайте сильные стороны своих учеников Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание на сильные стороны ученика. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Обратить внимание на свои сильные стороны можно помочь, играя например в «Классный пароль». В данном случае ученик должен назвать свою сильную сторону, позитивную личностную характеристику или талант, тогда учитель отпустит его на перемену. Чтобы игра занимала меньше времени, можно попросить учеников подготовить записочки и отдать вам, как будто это билет «на выход» из класса.

Раскрывайте сильные стороны своих учеников

  • Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание на сильные стороны ученика. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради.
  • Обратить внимание на свои сильные стороны можно помочь, играя например в «Классный пароль». В данном случае ученик должен назвать свою сильную сторону, позитивную личностную характеристику или талант, тогда учитель отпустит его на перемену. Чтобы игра занимала меньше времени, можно попросить учеников подготовить записочки и отдать вам, как будто это билет «на выход» из класса.
Стенд

Стенд "Звезда недели"

  • Раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно с детьми.

"Цветок достижений"

  • В центре цветка - фотография ребенка.

А на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребенка, которыми он гордится

Психогимнастические упражнения Игра «Школа для животных», помогающая развить гибкость поведения в ситуации урока.     Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников-лидеров).   Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т. д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется (по жребию), каждый демонстрирует доставшееся ему поведение.

Психогимнастические упражнения

  • Игра «Школа для животных», помогающая развить гибкость поведения в ситуации урока. 

Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников-лидеров).

Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т. д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется (по жребию), каждый демонстрирует доставшееся ему поведение.

Рисование своего страха и других эмоций Придуманные сказки и истории со счастливым концом. Герой сказки обязательно добивается успеха, хотя на его пути встречаются преграды (можно рисовать, можно просто рассказывать)

Рисование своего страха и других эмоций

  • Придуманные сказки и истории со счастливым концом. Герой сказки обязательно добивается успеха, хотя на его пути встречаются преграды (можно рисовать, можно просто рассказывать)
Снятие мышечного напряжения, релаксация

Снятие мышечного напряжения, релаксация

  • "Драка" Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. "Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!" Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
  • "Штанга"
  • Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. "А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.
Советы родителям тревожного ребенка 1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку:

Советы родителям тревожного ребенка

  • 1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")
  • 2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • 3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • 4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Литература Азарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.  Микляева А. В., Румянцева Я. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика.. СПб, Речь, 2006 .Михайлова В. Истоки детской тревожности.http://www.s-meridian.com/child/manner/anxiety.html . .Прихожан А. Под гнетом школьной тревожности http://dp.17ya.ru/?p=3560 Картинки взяты на различных интернет-сайтах

Литература

  • Азарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
  • Микляева А. В., Румянцева Я. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика.. СПб, Речь, 2006
  • .Михайлова В. Истоки детской тревожности.http://www.s-meridian.com/child/manner/anxiety.html .
  • .Прихожан А. Под гнетом школьной тревожности http://dp.17ya.ru/?p=3560
  • Картинки взяты на различных интернет-сайтах
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения»

Автор: Пономарева Марина Викторовна

Дата: 24.08.2016

Номер свидетельства: 340589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Учебная мотивация учащихся и родителей""
    ["seo_title"] => string(48) "uchebnaia_motivatsiia_uchashchikhsia_i_roditelei"
    ["file_id"] => string(6) "541530"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582990671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Основы педагогической интеграции. "
    ["seo_title"] => string(40) "osnovy-piedaghoghichieskoi-intieghratsii"
    ["file_id"] => string(6) "127037"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415263112"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства