В презентации представлена тема "Развитие внимания детей младшего школьного возраста". В презентации даётся определение понятия "внимание", представлены основные виды внимания и их определения.Даётся краткое описание всех свойств внимания (объем, концентрация, распределение, устойчивость и переключение). Приводится краткая характеристика развития внимания детей школьного возраста на уроках математики, русского языка и чтения. В презентации приводятся примеры тестов для определения уровня развития внимания детей (с кратким описание). В конце презентации приведены разные варианты упражнений по развитию внимания детей как в домашних условиях, так и на уроках в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие внимания у детей школьного возраста»
Развитие внимания у детей школьного возраста
Внимание - психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных объектах.
ВНИМАНИЕ
Непроизвольное
Произвольное
Непроизвольное
Произвольное
Это внимание, не зависящая от воли человека. Например, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Это внимание, которое сопровождается некоторыми волевыми усилиями, направленными на объект.
Свойства внимания
1) Объём
2) Концентрация
3) Распределение
4) Устойчивость
5) Переключение
Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием расширения объема является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал. Объём внимания у школьников колеблется от 2 до 5 объектов.
Распределение внимания– свойство с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности.
Концентрация— удержание внимания на каком-либо объекте. Показателем концентрации является “помехоустойчивость”, невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонним разражителем.
Устойчивость- определяется длительностью концентрации внимания на объекте.
Переключение- сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости.
Для учителя проблема развития внимания детей является традиционной. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-78 лет, т.е. первоклассников. Их внимание ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. На протяжении младшего школьного возраста происходят преобразования характеристик внимания, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения внимания с объекта на объект. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Хорошо развитые и его организованность являются факторами, определяющими успешность обучения. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам.
Так, при овладенииматематикойведущая роль принадлежитобъёму внимания.
Успешность усвоениярусского языкасвязана с точностьюраспределениявнимания.
А обучениечтениюсвязано сустойчивостьювнимания.
Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьника по разным учебным предметам.
Тесты для проверки внимания
Тест «Переплетение линий»
Тест «Кольца»
Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.
Тест «Корректурная проба»
Выявление скорости распределения внимания, его объема и устойчивости.
«S-ТЕСТ»
Определение скорости распределения и переключения внимания.
Тест «Текст с ошибками»
Определение уровня внимания при самостоятельной работе.
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Упражнения по развитию внимания
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания.1) «Копировальщики» : школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания.2) Тест «Мюнстерберга» : среди буквенного ряда спрятались слова.
слова, которые спрятались, выделены курсивом :БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦ- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки :СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА
отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку :
ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ (Под лежачий камень вода не течёт.)
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания.
3)«Шифровки» .
расшифровать слова:ИАКБНИ /Бианки/
КВАСЛАДО /Сладков/
УРЧШИНА /Чарушин/
КОВЫЛР /Крылов/
Каждой руке - своё дело
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Счет с помехой
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.
Распределение цифр в определенном порядке
В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.