Развитие познавательной активности у старшеклассников
Развитие познавательной активности у старшеклассников
Данная презентация предназначена для педагогов-психологов и направлена на развитие познавательной активности у старшеклассников. Они могут ее применять в качестве выступления на методических объединениях, семинарах и т.п., используемые некоторые упражнения предлагать для работы классным руководителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности у старшеклассников»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Актуальность проблемы
Заключается в том, что на сегодняшний день общество и образование требует от старшеклассников развития таких свойств , как: конкурентоспособность, общительность, активная жизненная позиция, творческий потенциал. Источником их формирования служат различные виды активности, в том числе и познавательная.
Цель
Способствовать развитию познавательной активности (ПА) в старшем школьном возрасте
Задачи
Определить психолого-диагностический инструментарий, позволяющий изучить познавательную активность (ПА) в старшем школьном возрасте
Формировать уровень познавательной активности у старшеклассников
Компоненты познавательной активности (ПА) по А.М.Матюшкину
познавательная потребность
саморегуляция поисковой деятельности
А.М.Матюшкин
Основные параметры ПА по Т.А.Гусевой
1. Любознательность;
2. инициативность;
3. ответственность;
4. настойчивость .
Т.А.ГУСЕВА
Компоненты познавательной активности по Н.В.Паскевич
мотивационный;
содержательно-операционный;
эмоционально-волевой
Методики диагностики ПА в старшем школьном возрасте
Методика «Афоризмы» Т.А.Гусевой;
2. Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С. М. Петрова );
3. Методика Л. И. Уманского,
И. А. Френкеля и др.
4. Методика исследования стереотипов восприятия успешного ученика для педагогов;
5. Бланковые тесты суждений о любознательности А.И.Крупнова.
Основные блоки ПА
Целевой блок
Мотивационно-смысловой блок
Динамический блок
Рефлексивно-оценочный блок
Основные виды работы по развитию ПА у старшеклассников
Развитие целевого блока
Развитие мотивационно-смыслового блока
Развитие динамического блока
Технология устранения трудностей рефлексивно-оценочного блока
Развитие целевого блока
Постановка и реализация общественных целей на основе модификации упражнения психосинзеза «Волшебная лавка»
Постановка и реализация целей на основе упражнения Л.Ф.Анн «Машина времени»
Модификация упражнения «Волшебная лавка»
Психолог предлагает старшекласснику закрыть глаза, расслабиться и представить себя идущим по красивому цветочному лугу и приходящему к деревянному домику, окруженным деревьями. Затем нужно вообразить себя заходящим в него. Это волшебная лавка, где продавец, которого играет психолог предлагает осуществление привлекательных целей без усилий и познаний со стороны школьников. Однако старшеклассникам предлагается отдать что-то самое для него дорогое.
Упражнение «Машина времени»
Предлагается ситуация, где с помощью машины времени старшеклассники могут перенестись в свое будущее. Здесь они должны описать его, нарисовать (либо изобразить в символической форме). Если школьники описывают достижение какой-либо цели, то психолог спрашивает у них, с помощью каких действий они к ней пришли. В случае же ее отсутствия, старшеклассники должны сформулировать ее, причем в положительных терминах. Затем проанализировать, какие действия необходимы для достижения этой цели и сколько времени требуется для их выполнения. Полезно вспоминать случаи, где старшеклассники достигли успешности и действия, ведущие к ней.
Развитие мотивационно-смыслового блока
Анализ вопросов
Развитие осмысленности
Развитие предметности
Анализ вопросов
Старшеклассникам предлагается ряд вопросов о познании, начинающихся со слов: «А что, если?..». В основе работы лежит мнение зарубежных ученых о том, что вопросы, начинающиеся с таких слов, служат развитию креативности. Примеры. А что, если добиваться своих целей, проявлять ответственность и инициативу, узнавать новое ради узких личных интересов? Какой будет ваша жизнь? Сложатся ли у вас хорошие отношения с людьми или все от вас отвернутся? Приобретете ли вы в этом случае преданных друзей? А что, если, наоборот, стремиться к знаниям, достигать целей, быть ответственным или иметь инициативу ради того, чтобы помогать людям, нести пользу, руководствоваться чувством долга? Что тогда у вас будет положительного? Чего вы достигнете?
Развитие осмысленности
Старшеклассники выражают свои мнения о том, как они понимают познавательную активность и любознательность , и какую роль играет приобретение знаний в жизни каждого человека. Полезно школьникам приводить примеры из жизни различных людей о том, как они развивали любознательность, и чего они достигли в жизни.
Развитие предметности
Работа проводится в виде соревнования.
Старшеклассникам дается материал, из которого они могут узнать много нового. Можно читать или рассказать его, а может дать прочитать самим школьникам. Затем каждый школьник должен ответить на вопрос о том, что нового он там узнал. Это может быть термин, факт и т.п. Победители те, кто узнал больше всех.
Развитие динамического блока
Работа по использованию афоризмов Т.А.Гусевой (2 этапа)
Игра с использованием легенд о возникновении цветков и созвездий
Упражнение «Прояви фантазию»
Работа по использованию афоризмов Т.А.Гусевой 1 этап
Участники разбиваются на пары «аналитик-синтетик». Каждой паре предлагается несколько «крылатых» выражений – афоризмов, которые нужно пояснить.
Примерный перечень афоризмов: «прокрустово ложе», «рог изобилия», «на седьмом небе», «знать назубок», «положить в долгий ящик», «ахиллесова пята», «манна небесная», «халиф на час», «зарыть талант в землю», «загадки сфинкса», «авгиевы конюшни», «под эгидой», «сизифов труд», «хождение по мукам», «копья ломать», «менторский тон», и др.
Возможны ответы, демонстрирующие общее понимание афоризма или его конкретное значение.
Затем задание меняется: по обобщенному значению необходимо сформулировать афоризм, Суть задания сводится к тому, что аналитик и синтетик, работая в паре, реализуют совместные познавательные действия, обучаясь друг у друга противоположным стилевым приемам обработки и понимания информации.
Вариант задания: представить графическое толкование афоризма (конкретное или обобщенное).
2 этап педагогическая археология, или век живи, век учись
Участникам в паре «аналитик – синтетик» предлагается обратиться к источникам фольклора, высказываниям авторитетных лиц, собственным афоризмам и т.д. в области учения и обучения. Как лучше всего учиться самому? Как учить других? Необходимо вспомнить как можно больше рекомендаций на тему обучения и записать их на листке для дальнейшего обсуждения.
В конце подводятся итоги занятия, высказываются соображения участников о наиболее оригинальных высказываниях.
Игра с использованием легенд о возникновении цветков и созвездий
Старшеклассникам лаются карточки с названиями цветков и созвездий, а они должны отыскать как можно больше легенд об их происхождении
Упражнение «Прояви фантазию»
Проводится в виде соревнования.
Предлагается следующая ситуация, в которой старшеклассники должны использовать воображение: «Представьте себе, что в результате катастрофы люди утратили способность познавать. Каким бы тогда был бы мир?» (Школьники работают письменно). Поощряются необычные и оригинальные работы.
У странение трудностей рефлексивно-оценочного блока
Работа, направленная на, развитие чувства успешности и самоэффективности, веры в собственные силы и возможности, ощущения уверенности в себе
Работа, направленная на устранение личностных трудностей c помощью использования образов и дыхания
Работа, направленная на, развитие чувства успешности и самоэффективности, веры в собственные силы и возможности, ощущения уверенности в себе
Предлагаются различные интеллектуальные задания от простых к сложным. При работе с заданиями старшеклассникам внушают то, что они очень сложные, но у них обязательно все получится. Если же кто-то все равно не смог справиться с каким-то заданием, психолог убеждает его, что не нужно расстраиваться, так как он проявил огромные усилия и был настойчив, взявшись выполнять такую работу .
Работа, направленная на устранение личностных трудностей c помощью использования образов и дыхания (упражнение «Дом»)
Нужно закрыть глаза и представить себе красивый дом, окруженным чудесным садом. Затем вообразить себя, гуляющему по этому саду и созерцающему долгое время растения в нем, дом, «слушать» пение птиц. После этого – медленно заходящего в дом и осматривающего окружающую обстановку. Во время выполнения упражнения спокойно дышать. В конце же сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов, внушая себе, что с каждым вдохом приходит полное спокойствие и уверенность в себе, а с каждым выдохом – устраняются навсегда тревоги.