Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени
Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени
Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников.
Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет и далее тот же уровень успеваемости.
Давайте рассмотрим основные причины нарушения учебной деятельности учащихся при переходе в среднюю школу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Психологические особенности младшего школьного возраста (6-7 – 9-10 лет)
неравномерность психофизиологического развития у разных детей;
физиологическая перестройка организма, сопровождающаяся такими осложнениями как, повышенная утомляемость, нервно – психическая ранимость;
коренное изменение социальной ситуации развития ребенка;
ведущей деятельностью становится учебная;
качественное преобразование познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.
Основные новообразования младшего школьного возраста
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
развитие нового познавательного отношения к действительности;
ориентация на группу сверстников.
Психологические особенности подросткового возраста (10-11 – 13-14 лет)
Появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию;
резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития;
сложность и амбивалентность отношения подростка ко взрослым;
ведущей деятельностью становится общение со сверстниками;
бурное и плодотворное развитие познавательных процессов.
Психологические особенности подросткового возраста
противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно ценные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом;
становление нового уровня самосознания, «Я-концепции»;
Причины нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся при переходе в среднюю школу.
Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников.
Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет и далее тот же уровень успеваемости.
Давайте рассмотрим основные причины нарушения учебной деятельности учащихся при переходе в среднюю школу.
Социально – психологическая дезадаптация, с чем связана и как с ней бороться
Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, все это увеличивает нагрузку на психику школьника.
Школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, сходный с тем, который характерен на начало поступления в первый класс.
Меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель—учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах, меняются одноклассники.
Социально – психологическая дезадаптация, с чем связана и как с ней бороться
Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования.
Также затрудняет адаптацию и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Кроме того, обучение в средних классах школы связано с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику.
Основные направления работы на этапе адаптации школьников к среднему звену
Учет информации о возрастных особенностях детей, их возможностях и ограничениях, очень важен в период адаптации.
В данный период будет полезно обсуждение с учителями начальных классов, психологом, индивидуальных особенностей школьников. Именно индивидуальные особенности детей (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т. п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становятся «камнем преткновения» в средней школе.
Основные направления работы на этапе адаптации школьников к среднему звену
В практике также хорошо зарекомендовали себя педагогические консилиумы по каждому V классу, проходящие в конце сентября-октябре. Консилиумы готовятся совместно учителями средней школы, учителями начальной школы и психологом (или психологами начальной и средней школы). Особое внимание в таком обсуждении должно быть уделено согласованию требований разных педагогов к учащимся, к содержательным и формально-организационным сторонам их работы, к поведению. Следует обратить также особое внимание на преемственность требований начальной и средней школы, необходимость медленного, постепенного их усложнения и введения новых.
Основные направления работы на этапе адаптации школьников к среднему звену
Следует также обратить внимание на следующие аспекты, влияющие на успешность быстрой адаптации:
преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.
единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах .
Недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся
Этот результат, к сожалению, закономерен из-за нестыковки программ начальной и средней школы, из-за различия целей и задач, которые они перед собой ставят. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адаптировать ребенка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки – научить читать, писать и считать.
Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний.
Недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся
На этапе начальной школе уроки строятся таким образом, чтобы ученик слушал, представлял, исследовал, запоминал и пересказывал. Информацию в процессе обучения стараются подавать в виде ярких описаний, «рассказов в картинках», схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а – теоретические обобщения избегаются .
На этапе средней школы уроки строятся другим образом, где большую важность имеет теоретическое мышление, не сформированное у младших школьников. В результате этого, ученики не могут понять такие дисциплины, как математика, физика и т.д.
Недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся
Период 11-12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти — к логической.
Педагогам школы 1 и 2 ступени надо учитывать это в выборе форм и методах работы на уроке.
Начинать системно развивать мышление детей необходимо уже в детском саду, с помощью загадок, ребусов, лабиринтов, блоки Дьениша, использование схем, карт.
Рекомендации педагогам начальной школы:
Работа по:
Развитию понятийного мышления (выделение сущностного признака, установление категориальной принадлежности , осознание закономерных связей между явлениями).
Развитию логического мышления (развитие способности к категоризации)
Использование заданий на развитие данных видов мышления должно быть системным.
Основные виды заданий:
Логические задачи
Толя
Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Надя. Кто веселее?
Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех?
Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает реже всех?
Катя
Барбос
ЗаданиеВыделить общие признаки следующих объектов:
ЗаданиеНеобходимо подобрать общее название к каждой группе слов:
1) стол, диван, табурет -
2) корова, лошадь, свинья –
3) пион, астра, роза -
4) учитель, строитель, продавец -
6) автобус, трамвай, поезд -
мебель
домашние животные
цветы
профессии
транспорт
ЗаданиеЧисловые ряды
1. 6 9 12 15 18 21 ...
2. 9 1 7 1 5 1...
3. 2 3 5 6 8 9...
4. 10 12 9 11 8 10 ...
5. 13 6 8 16 18 ...
6. 3 4 6 9 13 18 ...
7. 15 13 16 12 17 11 ...
8. 1 2 4 8 16 32 ...
9. 12 5 10 17 26 ...
10. 31 24 18 13 9 6 ...
11. 1 4 9 16 25 36 ...
12. 174 171 57 54 18 15 ...
13. 56 60 20 24 8 12 ...
Рекомендации учителям математики средней школы
Работа по развитию абстрактного мышления
Работа по развитию понятийного мышления
РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ!
Работа также должна быть системной
Применения разных форм работы над задачей.
1 . Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.
2 . Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Но я считаю, что это доступно не всем ученикам, а лишь тем, кто любит математику, имеет особенные математические способности.
3. Правильно организован способ анализа задачи – по вопросу или от данных к вопросу.
4 . Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Разбивка текста задачи на части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
Применения разных форм работы над задачей.
5. Самостоятельное составление задач учениками.
Составить задачу:
1) используя слова: больше на, столько,, меньше в, на столько больше, на столько меньше;
2) решаемую в 1, 2, 3 действия;
3) по данном ее плане решения, действиям и ответу;
4) по выражению и так далее
6. Решение задач с отсутствующими или лишними данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление разных выражений по данным задачам и объяснение, которое помечает то или другое выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решений .
Применения разных форм работы над задачей.
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13 . Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
Примеры задач
1. Маша отдала несколько открыток подруге, после чего у нее осталось 5 открыток. Сколько открыток отдала Маша подруге?
После выяснения, какого данного не хватает для возможности решения задачи, ученикам можно предложить самостоятельно подобрать, сколько открыток было у Маши, и решить при этом несколько задач вместо одной.
2. К чаю подали 9 пирожных «эклер», 6 пирожных «корзиночек» и 12 шоколадных конфет. Съели 11 пирожных. Сколько пирожных осталось?
Условия преодоления психологических проблем преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени
1. Помощь в адаптации детей к средней школе, где учитываются возрастные особенности детей, их индивидуальные особенности, преемственность требований начальной и средней школы, необходимость медленного, постепенного их усложнения и введения новых; преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления; единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах
Условия преодоления психологических проблем преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени
Системная работа педагогов начальной школы по развитию понятийного мышления (выделение сущностного признака, установление категориальной принадлежности , осознание закономерных связей между явлениями).
Развитию логического мышления (развитие способности к категоризации)
Условия преодоления психологических проблем преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени
Системная работа педагогов средней школы по развитию абстрактного мышления.