Просмотр содержимого документа
«Презентация на МО классных руководителей "Толерантность"»
Толерантность
16 ноября 1995 года была провозглашена и подписана Декларация принципов толерантности . 16 ноября – Международный день толерантности
Уровень толерантности учащихся школы
Принцип толерантности
Все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам;
Педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;
Процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.
Классному руководителю необходимо знать и учитывать:
Индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
Национальный состав коллектива учащихся;
Проблемы в отношениях между детьми, их причины.
Толерантный класс
Интолерантный класс
Перебивание. Неумение слушать друг друга. Нетерпение.
Умение внимательно слушать и слышать
Игнорирование
Стремление разобраться, расспрашивание
Отстранение
Совет, предложение
Похвала, согласие
Обзывание
Подбадривание
Обвинение. Упреки
Благожелательность
Осуждение, критика
Утешение
Морализирование
Уважение
Угрозы
Эмпатия
Предостережение, предупреждение
поддержка
Приказ, указание
Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если :
Сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
Осуществлять совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности. Педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
Создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
Каждый участник может реализовать себя, добиться успеха в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
Отсутствует давление, навязывание со стороны педагога, который способен занять позицию старшего товарища.
Фундаментальные принципы толерантности
Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.
Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно
Учитель – душа образовательного процесса.
Для развития толерантности учитель может и должен :
Воспитывать с любовью и во имя любви.
Воспитывать в духе мира.
Вовлекать в процесс воспитания родителей.
Поощрять совместную деятельность.
Признавать значимость и способность каждого, а также уважать чувства и позицию каждого; формировать чувство справедливости.
Избегать жестоких отношений.
Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе.
Для развития толерантности учитель может и должен :
Не допускать проявлений авторитаризма.
Быть готовым и способным к диалогу и пониманию.
Воспитывать сопричастность.
Быть примером для детей.
Уметь слушать.
Выражать одобрение относительно того, что сделано.
Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения.
Давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.