Просмотр содержимого документа
«Презентация "Социальные группы"»
Социальные группы
Понятие социальной группы
Социальная группа- объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы. Именно они, в силу своей устойчивости, оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.
Основные признаки социальной группы:
1. Наличие интегральных психологических характеристик,таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы.
Конкретный человек не может обладать интегральной характеристикой группы, которая обусловливается особым психологическим полем, возникающим при взаимодействии индивидов. Социальный контроль, который существует в каждой группе, влияет на формирование и развитие интегральных психологических характеристик.
2. Существование основных параметров группы как единого целого.Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
Композиция группы– совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения её анализа как целого. Например, численность группы, её возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы.
Структура группырассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.
Кгрупповым процессамотносятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерство и руководство), уровню развития группы как социального единства (стадия развития коллектива), процессу группового давления (конформизм), процессам изменения отношений и так далее.
3. Способность индивидов к согласованным действиям.Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели.
Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или
руководителя.
Способность действовать независимо от группы и влиять на её решения характеризует социальную силу личности.
4. Действие группового давления,побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.
Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.
5. Для педагогов наиболее важным признаком группы являетсяустановление определенных отношениймежду её членами. Все социальные отношения бывают двух типов: конвенциональные (формальные) и межличностные (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.
Типология социальных групп
Основными критериями выделения таких типологий могут выступать: количество человек группе, общественный статус, уровень развития и так далее.
По общественному статусу группы делятся наформальныеинеформальные, по непосредственности взаимосвязей – нареальныеиноминальные, по значимости – нареферентныеигруппы членства.
Наиболее употребительные типологии выделяются:по количеству человекипо уровню развития.
Эти два критерия значимы для педагогической организаторской деятельности учителя.
По количеству человек выделяютбольшие группы, малые группыимикрогруппы.
Составмикрогруппвключает в себя три или два человека. Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.
Малая группа– это такая, участники которой лично знают друг друга. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, выступает совместная деятельность и общая цель.
По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности:ассоциации,диффузные группы,и группы высокого уровня развития –коллективы.
Вассоциацииотсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.
Вдиффузной группеотсутствует и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. В состоянии диффузии часто находятся группы в первый период своего существования.
Группы также рассматриваются с точки зрения отношения к социуму: позитивного –просоциальные,либо негативного –асоциальные.Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой.
Хорошо организованная асоциальная группа называетсякорпорацией.Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жестокой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.
Социальная группа выступает как динамическое образование: она функционирует во времени и пространстве и обусловлена взаимодействием двух тенденций –интеграции и дифференциации.
Интеграциянаправлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого.
Дифференциациянаправлена на специализацию взаимосвязей членов группы, основанную на различии их ролей.
Образование, функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Последовательное изменение группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития, так и наоборот – от высокого уровня развития до простой ассоциации.