Просмотр содержимого документа
««Нарратив – сказка не только для детей».»
«Нарратив – сказка не только для детей».
Автор:
Щербина В. И.
(практический - психолог)
Нарратив– это повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни.
Брунер писал:
«… мы организуем свой опыт и свою память человеческих событий, главным образом, в форме нарратива – историй, извинений, мифов, причин делать или не делать что-то и т.д.»
Нарратив представлен во всем, что мы говорим, думаем или воображаем.Это естественно данный нам способ общения с другими людьми, а также форма внутренне присущая нашим способам получения знаний, которые структурирует наше восприятие мира и самих себя.
Вся наша культура поддерживается повествованиями о человеческом опыте, а культурные традиции предоставляют широкий репертуар сюжетов, которые используются людьми для организации событий своей жизни во временные последовательности .
События своей жизни мы изображаем с помощью автобиографического нарратива , и в нем эти события связываются во временную последовательность с помощью того или иного сюжета .
Видынарративов: -беседы ; -истории из фольклора ; -басни ; -мифы ; -сказки ; -объявления ; -мемориальные речи .
Нарратив – сказка:
В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития как детей так и взрослых, становления их как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.
Эти положения отразились
в современном методологическом
направлении работы со сказкой,
получившем название сказкотерапия.
Для решения этой проблемы я применяю элементы сказкотерапии - этот метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Что такое сказкотерапия?
это лечение сказками, т.е. совместное открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;
это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
это процесс экологического образования и воспитания ;
это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.
Цели и задачи сказкотерапии:
Цели и задачи сказкотерапии:
Цели и задачи сказкотерапии:
активизация творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознанияСоздание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.Стимулирование творческого самовыражения.Формирование позитивного отношения к своему «Я».Снижение уровня тревожности и агрессивности.Развитие умения преодолевать трудности и страхи.Выявление и поддержка творческих способностей.Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
активизация творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознанияСоздание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.Стимулирование творческого самовыражения.Формирование позитивного отношения к своему «Я».Снижение уровня тревожности и агрессивности.Развитие умения преодолевать трудности и страхи.Выявление и поддержка творческих способностей.Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
активизация творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания
Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
Стимулирование творческого самовыражения.
Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Снижение уровня тревожности и агрессивности.
Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
Выявление и поддержка творческих способностей.
Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
Как применять сказкотерапию для взрослых и детей
Сказкотерапия может применяться по-разному в зависимости от особенностей человека, с которым проводится работа. Учитывается возраст, психические и физические способности. Сказка благодаря своей простоте способна проникать в бессознательное каждого индивида и влиять на его личностные ориентиры, под воздействием которых предоставляется множество выходов с любой проблемной ситуации.
Главным аспектом в работе со сказками является осознание, которое предоставляет возможность принять свои душевные процессы и контролировать их.
Выход в волшебное пространство позволяет все неурядицы и проблемы переносить на персонажей.
Нередко человек, воспользовавшийсясказкотерапией, обретает цель в жизни.
ВЫВОДЫ:
И сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие и бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах. Именно обращение к сказке позволит напитать Душу Добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.
«Ведь тот, кто с детства
сказку любит,
тот в жизни злым уже не будет!»
Секреты Вашего счастья – в Ваших руках, и все мудрецы мира не смогут Вас научить так, как это сделаете Вы сами, отыскав ключик к своей душе!