Просмотр содержимого документа
«"Нарратив-сказка не только для детей"»
«Нарратив-сказка не только для детей»
Подготовила
Практический психолог
«Детского социального центра»
администрации г.Енакиево
Малинич Валерия
НАРРАТИВ
Наррати́в ( англ . и фр . - narrative) - изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ», «сказка»; имеются и другие специальные значения.
Отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, -
в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего, его размышлений. Или же в указании причинно-следственных связей и наличии логических цепочек между описываемыми событиями, если речь идёт об объективных исторических или научных текстах.
Нарративная сказка
Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У детей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется
особое внимание .
Некоторые считают, что жизнь – это одно, а сказки – это нечто нереальное. Но на самом деле, сказки – это часть жизни, это одна из форм жизни. Конечно, погружение в мир сказок переключает наше восприятие от других забот, но потом мы возвращаемся к проблемам «реального» мира с некоторым новым опытом, новым отношением .
Основными принципами сказкотерапии являются:
Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Терапевтическая (коррекционная) функция сказки предполагает совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка. Такая функция сказки применяется с целью того, чтобы посодействовать ребёнку заметить, понять его личные давние, может быть разрушающие его психику и состояние здоровья воздействия, и лично создать новые, более удобные ему самому в этот период времени, гармонично встраивающийся в его формирование.
Для ребенка, помимо того что сказано выше, сказка или рассказ является проводником во «взрослую» жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законами; события происходящие в сказках становятся первой «школой жизни», а поступки сказочных героев – мерой добра и зла . Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах – осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Взаимодействие ребёнка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.
Подводя итоги…
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Есть еще немалое количество людей, у которых термин «сказкотерапия» порождает усмешку на лице и отношение к этому методу как к «детскому», однако, познакомившись со сказкотерапией ближе, многие меняют свое мнение. Сказкотерапия наиболее старинный в человеческой цивилизации способ практической психологии и один из наиболее молодых в современной научной практике. Ребенок или взрослый не просто слушает рассказ о чужой жизни, с его помощью он формирует собственную модель поведения и сценарий своей собственной жизни.
Список источников
Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.М. Грабенко., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2003. – с. 263.
Марцинковская. Т.Д. История психологии [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. - М.: Издат
Логинова О.И. Сказкотерапия [Электронный ресурс] / О.И.Логинова. – URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.htmlельский центр «Академия», 2007. – с. 304.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков - М.: Просвещение, 199
Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] /Д.Б. Кудзилов., Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева - СПб.: Речь, 2003. – с. 33. 5 Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] /Д.Ю. Соколов - М.: Эксмо-пресс, 2001. – с. 87 – 88.