Некоторые считают, что жизнь – это одно, а сказки – это нечто нереальное. Но на самом деле, сказки – это часть жизни, это одна из форм жизни. Конечно, погружение в мир сказок переключает наше восприятие от других забот, но потом мы возвращаемся к проблемам «реального» мира с некоторым новым опытом, новым отношением.
Для решения этой проблемы применяются элементы сказкотерапии - этот метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нарратив-сказка не только для детей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА”
“Нарратив-сказка не только для детей”
Подготовила:
практический психолог Серикова О.В.
Торез 2018
Наррати́в ( англ . и фр . - narrative) - изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
Это повествование в виде устного рассказа во всем разнообразии своих проявлений: случаи из жизни, страшные и смешные истории, семейные предания, байки о знакомых и знаменитостях, рассказы о необъяснимых происшествиях, пересказы и толкования снов, чудеса, слухи, толки и даже сплетни.
Является универсальной характеристикой культуры, на Земле нет ни одной культуры, в которой отсутствовал бы Нарратив.
«Нарратив – это вздох мира, который его делает живым»
Милорад Павич
Дидактические нарративы – легенды, сказания – использовались еще в раннепервобытных практиках воспитания детей, а позднее – в религиозно-этическом воспитании.
Известные примеры – философские анекдоты Конфуция, буддистские и христианские притчи, притчи персидско-таджикского поэта-моралиста Саади.
Такие анекдоты и притчи скрывают за внешней простотой, отточенными формулировками и метафорами многомерный смысл, легко запоминаются и дают моральный урок через аналогию.
Виды нарративов
• Беседы
• Истории из фольклора
• Басни
• Мифы
• Сказки
• Объявления
• Мемориальные речи
Нарратив - сказка
Сказки – это очень мощный инструмент воспитания, проверенный тысячелетиями.
И тут случается первое маленькое чудо сказки: исчезает барьер между ребенком и взрослым, пропадает стена, разделяющая их миры. Взрослому нужно ценить эти моменты абсолютно искреннего и теплого общения. Очень важно прислушиваться к ребенку, ведь в сказке ребенок может открыть вам все свои тайны.
В пространстве сказки ребенок и взрослый становятся ближе друг к другу, ведь они оба погружаются в этот волшебный мир, они настроены на одну волну, вместе сопереживают главному герою.
Взаимодействие ребёнка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На основе этого возникает непонимание между родителями и детьми, что ведет к нарушению детско-родительских отношений.
Некоторые считают, что жизнь – это одно, а сказки – это нечто нереальное. Но на самом деле, сказки – это часть жизни, это одна из форм жизни. Конечно, погружение в мир сказок переключает наше восприятие от других забот, но потом мы возвращаемся к проблемам «реального» мира с некоторым новым опытом, новым отношением.
Для решения этой проблемы применяются элементы сказкотерапии - этот метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Главным аспектом в работе со сказками является осознание, которое предоставляет возможность принять свои душевные процессы и контролировать их.
Выход в волшебное пространство позволяет все неурядицы и проблемы переносить на персонажей.
Нередко человек, воспользовавшийся сказкотерапией, обретает цель в жизни.
Учебный материал практически любой дисциплины включает ее историю, обзор современного состояния, биографии крупных ученых и истории их открытий. Даже в преподавании математики, биологии и химии возможно использование нарративов Ученики строя нарратив по теме исследования (проекта), осознанно получают новое знание, то есть развивают когнитивные способности, и неосознанно – групповую нарративную идентичность (коммуникативные навыки).
Класс (группа) – это сообщество, у которого складываются свои традиции и своя история, постоянно происходят события, о которых ученики рассказывают друг другу, родителям, знакомым и т.д., что способствует их социализации.
Сказкотерапия
Применение такой методики не имеет возрастных
ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и
на взрослого человека.
Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.
Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Какие выбрать сказки для сказкотерапии?
Сказки для сказкотерапии подбираются, учитывая возраст и цели человека. Если у людей возникает желание самостоятельно написать произведение, то это еще лучше.
Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:
- Бытовые сказки («Каша из топора», «Курочка ряба», «Барин и собака», «Колобок» и пр.);
- Волшебные сказки («Кот в сапогах», «Дочь и падчерица», «Морозко», «Хрустальная гора» и пр.);
- Поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавель», «Чертов хвост», «Федины игрушки» и пр.);
Для терапии со взрослыми нужно выбирать произведения, помогающие избавиться от внутренней сумятицы. Определившись, с чем будет проходить борьба, и выбирается соответствующая история (для улучшения взаимоотношений, здоровья, денежного положения, любви и пр.). Можно пользоваться книгами Рушеля Блаво, Разиды Ткач, Эльфики.
Если есть чувство, что прочитанное произведение находит отклик в душе, тогда выбор правильный, человек уже на полпути к избавлению от волнующих его неурядиц,вследствие чего наблюдается направленность полученных знаний на желаемый результат, предоставляются варианты, как избавиться от проблемной ситуации.
выводы:
Таким образом, сказкотерапия способствует эмоциональному сближению ребенка и родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника.
Сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают нам необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост: “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными. Вспомните домашние театры, какой позитив они несли в единение детей и взрослых, быть причастным к одному общему делу – показу домашней сказки в «лицах».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 . Джайнотт X. Родители и дети / X. Джайнотт, - М.: Знание. - 1986
2 . Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб., 2002..
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. /
4.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
5.Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Ю. Хямяляйнен. М.: Просвещение. - 1993.
6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007.
7.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии
8.Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с дошкольниками /Управление ДОУ, №5-2008.