Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Красота души"»
«Атбасар ауданының білім бөлімі Бастау ауылының №1 орта мектебі» КММ КГУ «Средняя школа №1 села Бастау отдела образования Атбасарского района»
Мастер – класс
Подготовила:
педагог-психолог
учитель самопознания
сш№1 села Бастау
Шиндина М.А.
Август 2019 год.
Мастер - класс «Красота души.»
Цель: активизация творческой деятельности педагогов;
создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.
Задачи: - передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- способствовать развитию толерантности и эмпатии друг к другу.
Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся. Есть в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг). Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа» (наши мысли, эмоции, чувства, характер, мечты).
«Якрасив душою» – это выражение вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Обстоятельства заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.
Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина.
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Сегодняшний наш мастер – класс станет экзаменом на человечность.
1.Разминка (приветствие) «Поднимите руку….. »
Поднимите руку те, кто сегодня проснулся и посмотрелся в зеркало.
А теперь поднимите руку те, кто проснулся, посмотрелся в зеркало и улыбнулся себе.
Давайте теперь все улыбнемся, получим позитивный настрой.
2.Упражнение «Наш внутренний сад» .
Наш внутренний мир можно представить себе как прекрасный сад (фоном включается тихая спокойная музыка для релаксации). Я попрошу вас сесть как можно удобнее, расслабиться, закрыть глаза и представить свой внутренний мир в виде прекрасного сада (пауза).
– Какой он — сад вашего внутреннего мира? Он большой или маленький?
– Какие запахи вы ощущаете в вашем саду? Какие слышите звуки?
– Ваш сад окружает забор или каждый может подойти к нему?
– Бывают ли в вашем саду люди? Пройдитесь по своему саду, погуляйте (пауза).
– Какие эмоции вы испытываете, гуляя по саду? Что чувствуете?
– А теперь попрощайтесь со своим садом. Вы сможете вернуться сюда, когда захотите. Постепенно возвращайтесь в нашу аудиуторию, открывайте глаза.
Обратите внимание на наше одинокое дерево . У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву, в нашем саду стать ярче .
Тех кто выбрал, зеленый лист - желают общаться.
Желтый лист– проявят активность.
Розовый– будут настойчивы.
Помните, что красота дерева, как и души , зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
3. Рассказывание притчи.
Уважаемые коллеги, заканчивается лето, так хочется, чтобы оно еще продлилось, и пусть эти красивые, маленькие, нежные бабочки напоминают вам про лето. Возьмите бабочку, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам притчу.
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мастер, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Пришел он на луг, поймал бабочку. Зажав в ладонях бабочку и подумал: спрошу мастера: “Какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – то я сожму ладони сильнее и покажу, что, вот, мол мёртвая. А если скажет, что мёртвая – то выпущу её, пусть летит.” Так и сделал. «Скажи живая у меня в руке бабочка или мертвая?»
Мастер, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мастер?
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
Любимым
нужным
а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
4.Упражнение « Отрезок времени» .
Как-то Сократа спросили: «Что легче всего?».
«Поучать других»,- ответил философ.
«А что труднее всего?».
«Познать самого себя»,- был ответ.
«Познай самого себя и ты познаешь весь мир».
Познание себя действительно долгое, нелегкое, полное неожиданностей путешествие, в котором человек может встретить и трудности. Особенно в начале пути.
Каждому участнику раздается лист бумаги.
- У Вас есть чистый лист бумаги, оторвите от него столько, сколько:
- Вы уделяете время своей работе?
- Сколько у Вас времени уходит на отдых?
- Сколько времени уделяете своим родственникам?
- Сколько времени тратите на свое здоровье?
Вот то, что у Вас осталось - это время, которое Вы оставляете для себя, на осознание своего внутреннего мира, своего «Я».
Подумайте, хватит ли этого, чтоб поделиться своим внутренним богатством с другими, чтобы познать себя?
Самопознание - это знание о себе и окружающем нас мире, это отношение человека к другим людям и обществу. Это такие главные сокровища нашей жизни как мир добро, любовь, дружба, счастье, красота. Это наши поступки, умение быть счастливым и радостным, доверять себе и друзьям, родным, близким, знакомым и незнакомым людям, умение уважать окружающих нас людей, быть добрыми, честными, справедливыми, ответственными.
Уроки «Самопознание» – это уроки Любви, Мира, Света, Добра, Справедливости и Милосердия.
5. Цитата .
Мудрец сказал: « Учитель должен познать себя, чтоб научить других познавать…»
Прочитайте, расставив логическое ударение
- А что должен познать, какие ценности? ( свободное высказывание) на доске появляются слова: добро, дружба, сердечность, достоинство, любовь, уважение, забота, честность, справедливость, порядочность.
- Я тоже определила ценности.
Проранжируйте в порядке значимости для Вас эти ценности.
- Какое бы Вы из этих ценностей поставили на первое место? Почему? ( высказывания)
- Спасибо. А я выделила – любовь, потому, что считаем: Все начинается с любви!
Работа над понятием - ЛЮБОВЬ ( в группах) ( дать задание, фломастеры и листы)
- Я предлагаю разделиться Вам на 3 группы (по рядам)
- Каждой группе предлагаем свое задание.
1 группа - Составьте ассоциативный ряд к слову ЛЮБОВЬ
2 группа - Напишите общее определение любви
3 группа - Дополнить слово глаголами, отвечая на вопрос, что делает ЛЮБОВЬ?
Участникам дается время на обсуждение, выполнение и защиту своего задания. Листы крепятся на стенд. ( Стикеры сердечки)
А где живет Любовь? А живёт она в нашем сердце!
Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце…Абай Кунанбаев.
Сердцематери - в ребенке,сердце ребенка - в степи. Казахская пословица.
«Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своемсердце». Н.А.Назарбаев.
Следуй за своим сердцем, пока продолжается твоя жизнь…
6. Притча
Как художник над ярким пятном
Мы дерзаем над детской душой
Властны ль мы, изменить что-то в нем,
Чтоб ребенок остался собой?
- Послушайте притчу «Урок бабочки»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.
- Как Вы думаете, что произошло дальше?
Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
- Наверняка Вы ощущали чувство полета, какие чувства оно приносит?
( удовлетворения, когда сбываются мечты, осуществляются идеи)
- У вас есть своя мечта?
7.Творческая работа .
На одном крыле вашей бабочке напишите мечту.
На другом, то, чего не хватает для осуществления Вашей мечты.
( Участники выполняют задание, озвучивают, прикрепляют бабочку на цветок)
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
8. Круг « От сердца к сердцу»
Хочу закончить наш мастер-класс известной притчей.
Однаждымаленький мальчик отправился в школу. Мальчик был еще совсем маленький, а школа была очень большая.
Однажды утром учитель сказал: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и стал рисовать. Но учитель сказал: Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы.
— Здорово! — сказал мальчик и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.
Но учитель сказал: Я покажу, как надо рисовать. Вот так.
Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал, перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке.
В следующий раз учитель сказал:
— Сегодня мы будем заниматься лепкой.
— Хорошо, — подумал мальчик, он любил лепить.
Но учитель сказал: Подожди, я покажу как надо.
И мальчик слепил как надо.
Но родители мальчика переехали, и ему пришлось также поменять школу. В первый день учительница сказала:
— Сегодня мы будем рисовать.
— Ура, — подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет как надо.
Но учительница не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу. Когда она подошла к мальчику, она сказала:
— Ты не хочешь рисовать?
— Хочу, а что нужно?
— Я не знаю, пока ты не нарисуешь.
— А как я буду рисовать?
— Как хочешь, — сказала учительница. — Если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок.
— Я не знаю, – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле...
Давайте вашему ребенку возможность выражать себя в творчестве, в любых делах, не навязывая своего мнения. Будьте мудрыми, терпимыми, помогите детям найти и осознать оптимальные способы саморазвития и самовыражения.
Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать. Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших чувств, семена будущих поступков. Семена добрых мыслей, знаний, чувств, желаний туда нужно сажать специально. Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? Да, только урожай сорняков. А что с ним делать? Сколько труда нужно приложить, чтобы его прибрать и уничтожить! Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека.
Ухоженный внутренний сад питает человека и помогает ему достичь всего, о чём он мечтает.
Стихотворение Надин Буре:
“Ты обрети, гармонию в душе.
И ты узнаешь, где ты проживаешь.
Ведь ты увидишь, счастье на земле.
Уж очень много, и для всех его хватает.
И ты узнаешь, как любить, и жить.
И с чистой, озарённою душою.
И как на свете, всех счастливей быть.
И как для всех быть, счастьем и судьбою.
Ты подари любовь себе, и всем...
Она к тебе в двойне вернется.
Узнаешь ты, то счастье на земле...
Когда с любовью, сердце отдается”.
Давайте нашу встречу «Красота души» завершим такими словами: «Я научу своих учеников жить без страха, быть красивыми и внутри и снаружи, смело встречать все препятствия и доказывать, что они преодолимы ».
Все вместе : Ведь всё в наших руках… Успехов вам в дальнейшей работе, счастья и благополучия.