Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших этапов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим школьным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Готовность ребенка к обучению в школе »
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕРОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ Л.В.ЛЕБЕДЕВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Родители безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, которые во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, о психических процессов и готовности личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Так, дети, имеющие завышенную самооценку, с трудом понимают критерии педагогических оценок.
Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из – за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц ( мышц « ловких»). Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазаний, метании и др.
Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально – волевая.
ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Личностная и социально – психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющих круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности и включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, одноклассниками. Ребенку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими людьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Хотя детям 6 – 7 летнего возраста и доступны логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходств и различия предметов, их новых свойств.
умение систематически наблюдать изучаемые предметы и явления
ЛИЧНОСТНАЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
принятие позиции школьника; отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе; умение общаться со взрослыми, сверстниками; умение войти в детское общество; умение действовать совместно с другими.
принятие позиции школьника;
отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе;
умение общаться со взрослыми, сверстниками;
умение войти в детское общество;
умение действовать совместно с другими.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
ориентировка ребенка в окружающем мире; запас его знаний и умений; желание узнавать новое; любознательность; сенсорное развитие ( обследование предметов); развитие образных представлений; развитие речи.
ориентировка ребенка в окружающем мире;
запас его знаний и умений;
желание узнавать новое;
любознательность;
сенсорное развитие ( обследование предметов);
развитие образных представлений;
развитие речи.
ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ
управлять своим поведением; умение организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем; положительное отношение к целям деятельности, принятие их; стремление преодолевать трудности.
управлять своим поведением;
умение организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем;
положительное отношение к целям деятельности, принятие их;
стремление преодолевать трудности.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
состояние здоровья; физическое развитие; развитие анализаторных систем ( умение логически мыслить); развитие мелких групп мышц; развитие основных движений ( бег, прыжки…).
состояние здоровья;
физическое развитие;
развитие анализаторных систем ( умение логически мыслить);
развитие мелких групп мышц;
развитие основных движений ( бег, прыжки…).
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА
Чтобы ребенок успешно учился – он должен САМ захотеть!
При нежелании трудно его чему – либо научить.
Со временем внутренняя позиция школьника становиться содержательнее.
Желание сравниться по положению со старшими.
Отношение близких взрослых к учению должно быть более важным, чем игра.
ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ
как к непредсказуемому авторитету; как к образцу для подражания; выполнять все требования учителя; его замечания принимать без обид; общаться в ситуации урока после поднятия руки; отвечать на поставленные вопросы; задавать вопросы по делу; внимательно слушать .
как к непредсказуемому авторитету;
как к образцу для подражания;
выполнять все требования учителя;
его замечания принимать без обид;
общаться в ситуации урока после поднятия руки;
отвечать на поставленные вопросы;
задавать вопросы по делу;
внимательно слушать .
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ДЕТЯМ
деловое общение с одноклассниками; умение взаимодействовать; умение выполнять учебные действия со сверстниками; характерно соревновательное общение .
деловое общение с одноклассниками;
умение взаимодействовать;
умение выполнять учебные действия со сверстниками;
характерно соревновательное общение .
ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ
адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению и т.д.; определенный уровень развития самосознания; адекватная самооценка .
адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению и т.д.;
определенный уровень развития самосознания;
адекватная самооценка .
Семь основных причин тревоги у первоклассников
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА
Чаще всего ребенок попадает в малознакомое для него место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».
ВТОРАЯ ПРИЧИНА
Это ориентирование и построение новой для ребенка модели поведения необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве новых формальных отношений – с гардеробщицей, буфетчицей и т.д.
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА
Наличие большого количества незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве неформальных отношений. И не каждому также легко ориентироваться в большой детской группе – классе, особенно единственному ребенку в семье.
ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА
Перед младшим школьником, по сравнению с дошкольным детством, стоит много новых задач. Ему приходиться осваивать новые правила и нормы, и это не всегда по силам. Монотонность каждодневных обязанностей является большим испытанием для первоклассника.
ПЯТАЯ ПРИЧИНА
Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими, « ведь я уже взрослый ».
ШЕСТАЯ ПРИЧИНА
Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября и ноября, образовательные программные нагрузки (хотя формально и без домашних заданий, но фактически – с ними).
СЕДЬМАЯ ПРИЧИНА
Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем внутреннем плане представлял школу и что на самом деле вышло.
ЧТО В ЭТОМ СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ?
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать свое поведение, взрослому нужно помочь ему выражать свои чувства, тем самым помогая переживать травмирующую ситуацию, найти способ справиться с ней. Если не делать этого, « обходным путем» выйти из нее, что часто создает новые трудности в его жизни.
Ребенок чувствует себя знающим и умелым, если он принимает себя, то есть положительно относиться к себе, принимает свои недостатки. Ребенок, которого не понимают родители, плохо адаптируется в школе, боится отметок и с трудом садиться за уроки.
Если ребенок чувствует, что его отвергают, он замыкается в себе, исполняет требования взрослого или от страха наказания, или под давлением.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
поддержите в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности; обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учиться, у него может что – то сразу не получиться и это естественно. Ребенок имеет право на ошибку;
поддержите в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности;
обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учиться, у него может что – то сразу не получиться и это естественно. Ребенок имеет право на ошибку;
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением; не упустите трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением;
не упустите трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
поддержите в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка
поддержите в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка
( « Молодец!», « Ты так хорошо справился!» и т.п) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека;
если Вас что – то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или ко мне, как к школьному психологу.
если Вас что – то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или ко мне, как к школьному психологу.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д, а просто не за то, что он есть!
Можно выразить свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно обсуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или « непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит у него возникли, значит для этого есть основания.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в неприятие его.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не попросит помощи. Свои вмешательства Вы будете сообщать ему: « С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!» « Молодец!».
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.
И что самое важное – обнимайте ребенка не менее четырех, а лучше восемь раз в день!
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но оно не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Быть родителем – особое искусство. Хочется пожелать Вам, родителям первоклассников, терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей!
ЗАПОМНИТЕ!
Родители лучше знают своего ребенка, а значит скорее могут придти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.
Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха.
Спасибо за внимание!
Я вас всех благодарю, за то, что пришли на наше собрание!