Просмотр содержимого документа
«Агрессия подростков и рекомендации родителям»
Теоретические аспекты
Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых.
Агрессивное поведение – это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называется неадекватным.
Особенности агрессии подростков:
1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и др. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека. 2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей. 3. Агрессия часто возникает без реального повода.
Психологи выделяют четыре основных составляющих подростковой агрессии –
к ним относятся:
Высокий уровень личной тревожности,
Неадекватная самооценка,
Группо-зависимое поведение,
Низкий уровень социальной адаптации (синдром отверженности).
Эти составляющие также следует учитывать при работе с агрессивными подростками.
Первый шаг – выяснение причин агрессивного поведения
Очень важно помнить, что любое агрессивное или не соответствующее нормам поведения подростка имеет свою причину.
Любое агрессивное или «плохое» поведение подростка – это сигнал внутреннего дискомфорта, и задача родителей и психолога – разобраться в причинах и помочь ребенку справиться с ситуацией социально приемлемым образом.
За каждой внешней реакцией стоит своя психологическая причина, которую легко упустить, если ограничиться моральной оценкой поступков.
Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:
1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.
2. Органические поражения головного мозга - травмы, арахноидиты, менингиты и т.
3. Отношение взрослых - колледжа и, главное, родителей.
4. Отношения со сверстниками.
Основные «семейные» причины возникновения агрессивности у подростков:
1.Отвержение (неприятие ребёнка).Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.
2.Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобенности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
3.Ужесточение контроля . Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и др., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка.
4 . Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).
5.Родители пример для агрессивности подростков. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же , даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует.
Первое направление работы психолога – работа с родителями
«Агрессивность- это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви» - Г.Эберлейн
1) Специалист должен разъяснять родителям, что, как бы им ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко.
Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам.
2) Подросткам вообще свойственно совершать рискованные необдуманные поступки, они не всегда взвешивают последствия своих действий, и их импульсивные желания могут победить здравый смысл. В подобной ситуации взрослый должен помочь ребёнку научиться контролировать свои действия, выставляя ему внешние ограничения.
3) Задача педагога-психолога в данном случае - быть наставником и советчиком для родителей, однако первым условием в данном случае является его высокая компетентность и авторитет.
В большинстве случаев рекомендуется проводить с родителями специальные семинары (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по крайней мере, раз в неделю).
Общие рекомендации родителям
1. Работу по коррекции агрессивного поведения подростков следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.
2. Пусть Ваш ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
4. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.
5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
6. Дайте подростку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты
7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» вашего ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.
Второе направление работы психолога по коррекции агрессивности подростков – работа с учителями, педагогами
Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:
3. В нашем колледже (нашей группе) этой проблемы не существует. У нас дети дружные!
4. Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.
5. Подростковая агрессия — результат дурного влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг.
Основная задача психолога - чтобы педагоги, поставившие перед собой задачу предупреждения подростковой агрессии, не оказались в плену у вышеперечисленных мифов.
Рекомендации учителю по работе с агрессивными подростками
1. Включить в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую и т.д.
2. Для подростка из 1 группы целесообразно опираться на его энергичность, упорство в достижении цели, стремление к первенству. Работа в группах по 2-3 человека.
3. Для подростков 2 группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на неё. Подчёркнутое уважение к их интересам, включение в организаторскую деятельность, где научатся командовать и подчиняться.
4. 3 группу подростков вовлекать в поисковые работы, пробуждающие интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я».
5. Подросткам 4 группы помогают положительные переживания, интерес к жизни, значимые перспективы, организация скользящего графика работ коллективной деятельности при подчёркнутой личной ответственности.
6. Привлекать к повседневному постоянному труду по самообслуживанию .