•Слово «агрессия» означает «двигаться на», «наступать».
•Ближайшими родственными словами этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад).
•В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Агрессия - это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Агрессия по возрастам»
Агрессияпо возрастам
Чернова Е.В., педагог-психолог
Слово «агрессия» означает «двигаться на», «наступать».
Ближайшими родственными словами этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад).
В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Агрессия - это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Виды агрессии
Физическая агрессия (атака нападение), когда используется физическая сила против другого объекта или субъекта
Речевая агрессия , когда выражаются отрицательные чувства, эмоции через коммуникативную форму
Косвенная агрессия , действия, которые не прямым путем направлены на другого индивидуума (насмешки, шутки, ирония)
Прямая агрессия , непосредственно против какого либо индивида или объекта
Инструментальная агрессия- средство - методы - приемы, спроецированные на достижении какой либо значимой цели
Враждебная агрессия , проявляется в акциях, целью которых является непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.
Аутоагрессия – выражается в аутообвинении, аутоуничтожении, самопринижении (своих достоинств, качеств личности), может детерминировать даже акции самоубийства, причинении самому себе телесных травм, повреждений.
Наиболее привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
Младший (дошкольный) возраст
Характерной особенностью агрессии является непосредственность. У такой агрессии нет предварительной стадии обдумывания, предвкушения, накопления напряжения, которое ищет выхода и, наконец, находит его. У детей отсутствуют понимание последствий своих действий и чувство вины.
Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов
Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:
Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.
Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.
Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.
Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.
Старается доказать свою независимость и самостоятельность.
Чрезмерное эмоциональное напряжение .
Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят .
Копирует поведение окружающих взрослых или детей.
Младший школьный возраст
Детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.
Причины проявления агрессивности
В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.
Главные причины агрессии младшего школьника
Неблагополучная семья
Слишком жесткий контроль
Компания сверстников
Учитель (важная фигура для младшего школьника)
Младший подросток (10-13 лет)
Положение подростка в школе характеризуется переходом из начальных классов в средние, где обучает не одни, а множество учителей. В результате этого подросток сталкивается с различной оценкой, которую взрослые дают явлениям окружающего мира, и также их собственному поведению, деятельности, отношениям, личности. Учебные предметы становятся сложнее, большее место отводится самостоятельной работе подростка. Все это эмансипирует подростка от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.
Поэтому в качестве первой причины отрицательных поступков, биологической по природе, вернее было бы выделить утомление. Именно в подростковом возрасте дети обладают повышенной утомляемостью. А это объясняется диспропорцией развития разных органов и систем организма подростка под влиянием полового созревания.
Второй причиной изменения поведения в подростковом возрасте выделяют психологическую причину, связанную с очередным этапом формирования личности ребенка.
А.К. Осницкий сделал вывод, что агрессивные действия в данном возрасте используются для самоутверждения и самореализации .
Причину этого мы видим в большом стремлении подростка "быть взрослым" и одновременно ограниченности средств, которыми располагает ребенок для преодоления затруднений и самоутверждения.
Н.Г. Самсонова указывает на существование половых различий в отношении к агрессивным формам поведения: для мальчиков агрессия оказывается проявлением собственной активности , а девочками данная форма поведения воспринимается как нежелательная , хотя частота агрессивных действий в эксперименте у мальчиков и девочек была примерно одинаковая.
Памятка для педагогов "Агрессивный ребенок"
Поначалу просто игнорировать агрессию, показать, что такое поведение не поможет ребенку добиться своей цели.
Далее можно отвлечь школьника, дать ему какое-то задание, поручение.
• В конфликте, в ситуации, когда ребенок продолжает вести себя агрессивно, сохранять спокойствие, не повышать голос, не делать резких движений.
• Не пытаться подавлять гнев, не использовать оскорбительные, эмоциональные, оценочные выражения. Давление увеличивает сопротивление. Лучше разобраться, в чем причина.
• Показать, что вы его понимаете.
• Если гнев силен, то нужно попросить ребенка выйти в другую комнату и успокоиться самостоятельно, после чего будет продолжен разговор.
• Лучше, чтобы не было публики, свидетелей. Если невозможно обеспечить это условие, то лучше отложить разговор на потом.
• Ни в коем случае не осуждать ребенка в целом, только его поступок.
• Объяснить, что агрессивное поведение вредно и неэффективно как для окружающих его людей, так и для самого школьника, и рассказать, как лучше было бы поступить в сложившейся ситуации.
Коррекционные игры и упражнения
"Нарисуй свой гнев"
Ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги событие или человека, на которого он когда-либо сильно сердился.
"Как бы ты поступил"
Детям предлагается несколько картинок, на которых изображены два или более человека, занятые еще не оконченным разговором. В процессе игры ребенок должен предложить свой вариант окончания этого разговора, выражая точку зрения одного из его участников.
Беседа "Как правильно дружить" (Автор Н. А. Павлова)
В ходе этой беседы дети обсуждают приемы и правила, которые помогут им общаться без ссор и конфликтов.
«Обзывалки», «Тух-тиби-дух», «Попроси игрушку», «Прогулка с компасом», «Зайчики» и т.д.