kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа, для проведения уроков, 34 часа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей»


Муниципальное общеобразовательное автономного учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №79»



ПРИНЯТО


На заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 28.08.2023 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МОАУ «СОШ № 79»

________________

Приказ № 248 от 28.08.2023 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса

«Развитие познавательных способностей»



6 классы



Программу составила: Пашкевич О.В.



















г. Оренбург, 2020




Содержание:


1. Планируемые результаты освоения курса.

2. Содержание курса.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Приложение 1 Оценочные материалы

Приложение 2 Методические материалы


  1. Планируемые результаты освоения курса

«Развитие познавательных способностей»


Личностные

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой деятельности.

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, способности к сотрудничеству;

- готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию.

повышенный

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


Метапредметные

- умение осваивать способы решения поисковых и творческих задач;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли;

- понимать и правильно применять на бытовом уровне по­нятия правила классификации и сравнения;

- иметь представление о методах решения творческих задач;

слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации;

- проводить наблюдения, представлять результаты в различных видах;

- сравнивать, обобщать, выделять главное, формировать выводы;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - владение устной и письменной речью;

повышенный

- владение приёмами отбора и систематизации материала, умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - составлять рассказы по схеме, модели.

- уметь правильно конструировать определения;

- анализировать, обобщать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.



2. Содержание курса

«Развитие познавательных способностей»


1. Развитие логического мышления

Что такое интеллект.

Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выполнение существенных признаков понятий.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления

определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный

признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональное отношения между понятиями.

Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия.

Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявления сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам.

Аналогия.

Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий.

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем

признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.

Рассуждение.

Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы.

Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству.

Практические задания и развивающие игры.

Закономерность.

Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

Объяснение значения понятий.

Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнения известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала.

Крылатые и метафорические выражения и объяснения их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.


2. Развиваем творческое мышление

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и мето­ды творчества. Диагностика творческих способностей. Прак­тические задания и развивающие игры.

Воображение. Что такое воображение. Виды воображе­ния. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоци­ации. Приёмы развития воображения: головоломки на пло­скости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве. Тан-грам. Головоломки на плоскости. Создание фигур по задан­ным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей про­странственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, видеть положитель­ные и отрицательные стороны явлений. Практические зада­ния и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем.

Анализ проблем­ной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории воз­никновения, основные этапы, правила работы. Метод разре­шения противоречий: сущность метода, применение к реше­нию проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения изобретательских задач.

Метод кон­трольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символиче­ская, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использо­вание данного метода в литературных произведениях. Приме­нение его к решению изобретательских задач. Замена функ­ций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.



3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


6 класс (34 ч.)

Раздел/тема

Кол-во

часов

Человек и его интеллект

1

Диагностическое тестирование

1

Обобщение и ограничение понятий

1

Обобщение и ограничение понятий

1

Обобщение и ограничение понятий

1


Обобщение и ограничение понятий

1


Выделение существенных признаков

1


Выделение существенных признаков

1


Обобщение понятий при построении определений

1


Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое

1


Сравнение понятий. Установление сходства и различий

1


Сравнение понятий. Установление сходства и различий

1


Сравнение понятий. Отношения противоположности

1


Установление причинно-следственных связей

1

Установление причинно-следственных связей

1

Логические задачи

1

Логические задачи

1

Классификация понятий

1

Классификация понятий

1

Классификация. понятий

1

Сравнение понятий. Аналогия

1

Сравнение понятий. Аналогия

1

Поиск закономерностей

1

Поиск закономерностей

1

Поиск закономерностей

1

Поиск закономерностей

2

Выделение суще­ственных признаков предметов

1

Поиск закономерностей

1

Объяснение понятий в зависимости от контекста

1

Объяснение понятий в зависимости от контекста

1

Логические задачи

1

Логические задачи

1

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы

1

Логические задачи

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Развитие познавательных способностей

Автор: Олеся Витальевна Митязова

Дата: 21.06.2023

Номер свидетельства: 634170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательных способностей у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "122199"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414166719"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Развитие познавательных способностей во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "172362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423811590"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "МАСТЕР - КЛАСС "Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС ""
    ["seo_title"] => string(115) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "255127"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447865929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства