Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей»
Муниципальное общеобразовательное автономного учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №79»
ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ «СОШ № 79»
________________
Приказ № 248 от 28.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Развитие познавательных способностей»
6 классы
Программу составила: Пашкевич О.В.
г. Оренбург, 2020
Содержание:
1. Планируемые результаты освоения курса.
2. Содержание курса.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Приложение 1 Оценочные материалы
Приложение 2 Методические материалы
Планируемые результаты освоения курса
«Развитие познавательных способностей»
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой деятельности.
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, способности к сотрудничеству;
- готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию.
повышенный
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные
- умение осваивать способы решения поисковых и творческих задач;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли;
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия правила классификации и сравнения;
- иметь представление о методах решения творческих задач;
слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации;
- проводить наблюдения, представлять результаты в различных видах;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; - владение устной и письменной речью;
повышенный
- владение приёмами отбора и систематизации материала, умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - составлять рассказы по схеме, модели.
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
2. Содержание курса
«Развитие познавательных способностей»
1. Развитие логического мышления
Что такое интеллект.
Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выполнение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления
определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный
признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональное отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявления сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам.
Аналогия.
Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем
признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.
Рассуждение.
Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы.
Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству.
Практические задания и развивающие игры.
Закономерность.
Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Объяснение значения понятий.
Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнения известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Уяснение смысла вербального материала.
Крылатые и метафорические выражения и объяснения их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.
2. Развиваем творческое мышление
Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве. Тан-грам. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические заданияи развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.
Методы решения изобретательских задач.
Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. Применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающиеигры.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
6 класс (34 ч.)
№
Раздел/тема
Кол-во
часов
Человек и его интеллект
1
Диагностическое тестирование
1
Обобщение и ограничение понятий
1
Обобщение и ограничение понятий
1
Обобщение и ограничение понятий
1
Обобщение и ограничение понятий
1
Выделение существенных признаков
1
Выделение существенных признаков
1
Обобщение понятий при построении определений
1
Отношения между понятиями: рядоположности, часть – целое
1
Сравнение понятий. Установление сходства и различий
1
Сравнение понятий. Установление сходства и различий
1
Сравнение понятий. Отношения противоположности
1
Установление причинно-следственных связей
1
Установление причинно-следственных связей
1
Логические задачи
1
Логические задачи
1
Классификация понятий
1
Классификация понятий
1
Классификация. понятий
1
Сравнение понятий. Аналогия
1
Сравнение понятий. Аналогия
1
Поиск закономерностей
1
Поиск закономерностей
1
Поиск закономерностей
1
Поиск закономерностей
2
Выделение существенных признаков предметов
1
Поиск закономерностей
1
Объяснение понятий в зависимости от контекста
1
Объяснение понятий в зависимости от контекста
1
Логические задачи
1
Логические задачи
1
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы