Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа профориентационных занятий в 9 классе»
МОУ СУДИСЛАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СУДИСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю Директор школы:
__________________Лебедева Л.Г.
Рабочая программа
психологических занятий по профориентации «Введение в мир профессий» и «Профессиональное самоопределение»
для учащихся 9 классов с ОВЗ, обусловленных УО
Учитель – логопед:
Смирнова В.А.
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа психологических занятий по профориентации «Введение в мир профессий» и «Профессиональное самоопределение» адресована учащимся 7 - 9 классов с ОВЗ, обусловленных УО.
Актуальность. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни - подростковый и ранний юношеский возраст. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения.
Одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться школьному психологу, является социальная адаптация подростков, решение вопросов взросления. Задача психолога (в тесном взаимодействии со всем педагогическим коллективом) - способствовать социализации подростков в условиях постоянно меняющегося мира, помочь им в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать школьников к продолжению образования.
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью проблема социальной адаптации является ключевой. Процесс социализации детей с нарушением интеллекта сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемна и далеко не всегда успешна. Интеллектуальная недостаточность означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Но, тем не менее, каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники с ОВЗ, обусловленными УО - это выбор будущей профессии. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной. Поэтому очень важно школьников, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с УО подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Количество вакансий для людей со средним специальным образованием растет день ото дня. В стране возник перебор специалистов с вузовскими дипломами, а специалистов технического профиля катастрофически не хватает. Согласно статистическим данным, в центры по трудоустройству обращаются 70% выпускников вузов и лишь 15% выпускников СПТУ, колледжей, техникумов. Более 70% свободных вакансий на рынке труда сегодня — рабочие и технические специальности.
Особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т. к. некоторые из них являются доступными для выпускников с легким интеллектуальным недоразвитием; которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам с УО трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Кроме того, эти дети чаще замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников с УО. Поэтому проведение профориентационной работы в период нахождения подростка в школе повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения учащихся с УО, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
Цель раздела программы по профориентации «Введение в мир профессий»: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся с проблемами в развитии за счет специальной организации их деятельности, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Посредством занятий решаются следующие задачи:
формирование общего представления о профессии;
расширение представлений о себе;
формирование адекватной самооценки, навыков рефлексии, позитивный настрой в отношении своего ближайшего будущего;
формирование представлений о способах реализации профессионального выбора.
Занятия по циклу «Профессиональное самоопределение» являются средством коррекции профессиональных намерений, установок на последующее самоопределение.
Цели раздела программы по профессиональному самоопределению «Профессиональное самоопределение»: формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развитие интереса к профессиям, расширение представлений о мире профессий, воспитание уважения к людям труда.
Занятия позволяют решать следующие задачи:
развитие критичности мышления; помощь детям в осознании того, что не каждой профессией они могут овладеть, помощь в соотнесении своих возможностей с реальными условиями их реализации;
формирование адекватного восприятия себя.
развитие самосознания, расширение представлений о себе, своем внутреннем мире;
формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Формирование позитивных установок относительно профессионального будущего: если я буду стараться, то смогу работать по профессии, которая нравится; если не смогу, то буду работать по другой специальности (задается оптимистичный настрой в отношении своего будущего, поисков работы);
«строительство» профессиональной перспективы;
развитие навыков саморегуляции.
Данный курс циклов «Введение в мир профессий» и «Профессиональное самоопределение» состоит из 35 занятий по 40 минут, которые проводятся 1 раз в неделю.
Общая характеристика учебного курса
Курс по профориентации с учащимися 9 классов проводится в рамках коррекционно-развивающих занятий. С требованиями, предъявляемые профессиями к человеку, учащиеся с УО знакомятся в ходе выполнения конкретных упражнений в рамках программы групповых занятий «Введение в мир профессий» и беседы. Целью данного цикла не является осуществление выбора профессии ребенком.
Раздел занятий по профессиональному самоопределению состоит из 17 развивающих занятий. Используемые на занятиях, задания способствуют формированию положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развивают интерес к профессиям, расширяют представления о мире профессий, воспитывают уважение к людям труда. Занятия являются средством коррекции профессиональных намерений, установок на последующее самоопределение.
Структура занятия позволяет детям держаться в рамках занятия, способствует преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. Важна частая смена видов деятельности.
Структура:
1. Приветствие
2. Упражнения на доверие, сплочение группы, эмоциональное объединение. Основное содержание образуют психотехнические упражнения.
3. Упражнения, направленные на расширение представлений о мире профессий, активизацию процесса самопознания. Повышение собственной значимости. Формирование мотивации самовоспитания, саморазвития (Профориентационные игры).
4. Анализ актуального состояния каждого члена группы. Подведение итогов.
5. Упражнения на саморегуляцию.
6. Прощание.
В работе используются методы:
1. методы изучения школьников в целях профориентации;
2. наблюдение, беседа;
3. анкетирование;
4. рассказ, объяснение, проблемное изложение;
5. профориентационные игры с классом, коррекционно – развивающие задания;
6. игровые профориентационные упражнения и микроситуации, бланковые игры с классом;
7. активизирующие опросники;
8. схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.
Часто при выполнении заданий неучебного характера учащиеся обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.
Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
В группе подростки получат возможность высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, учатся выражать свои мысли. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально – психологической активности учащихся в создании профессиональной перспективы.
Специфика работы по программе с детьми, имеющими проблемы в развитии:
1. Дозированность информации.
2. Повторяемость (структуры, упражнений на закрепление приобретенных навыков).
3. Работа над понятиями, т. к. часто дети не знают, какой смысл стоит за предъявленным словом.
5. Повышение уровня социальной адаптации, совершенствование коммуникативных навыков (умение жить в группе, встраиваться в модели ситуаций, понимать других людей).
6.Формирование адекватной самооценки (критичность мышления, оценить себя и других)
Ожидаемые результаты:
адекватная система представлений учащихся с проблемами в развитии о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.
наличие у учащихся с проблемами в развитии навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, возможностей.
Способы проверки ожидаемых результатов:
анкетирование учащихся по завершению цикла
практические задания в ходе реализации занятий
задания на рефлексию по итогам каждого занятия.
Введение в мир профессий (17 часов)
Тема
Содержание
Часы
1. Мир профессий
1. Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)
Упражнение «Чувства, которые мешают и помогают жить»
Тест «Эмоции»
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
Что такое стресс
Упражнение «Готовность к занятию»
Приветствие
Упражнение «Часы»
Упражнение «Что провоцирует и что препятствует конфликту»
Упражнение «Оцени поведение»
Упражнение «Оценка школьных ситуаций»
Упражнение «Я могу»
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
7. Покажи себя с хорошей стороны
Упражнение «Готовность к занятию»
Упражнение «Улыбка»
Упражнение «Личное пространство»
Упражнение «Говори правильно»
Упражнение «Погрузи на баржу»
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
8. Помечтаем о будущей профессии
Упражнение «Готовность к занятию»
Приветствие
Пересадка по общим интересам.
Упражнение «Несколько предложений о себе»
«Табун в загоне». Ребята письменно по определенному плану готовят представление о себе, затем при прочтении группа должна угадать, о ком идет
Мечты о профессиональном будущем. К чему я стремлюсь? Дальняя профессиональная цель.
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
Достоинства и недостатки
Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)
Приветствие
Упражнение «Делай как я»
Упражнение «Комплимент» (связанный с профессиональным будущем)
Достоинства и недостатки. (Ребята сначала отмечают свои достоинства и недостатки, выбирая из списка. Затем называют качества, способствующие и препятствующие овладению выбранной профессией).
Упражнение «Молекулы и атомы».
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
Мое видение будущей профессии
Упражнение «Готовность к занятию»
Приветствие
Упражнение «Барьер».
Работа со словарем (профессия, специальность, должность, вакансия). Практические задания - карточка.
Ближние профессиональные цели как этапы и пути достижения дальней цели. Пути получения профессии. Способы достижения дальней профессиональной цели.
Упражнение «Ищу работу»
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
Профессии на языке тела или ни слова о профессиях.
Упражнение «Готовность к занятию»
Приветствие
Упражнение «Мое внутреннее состояние»
Упражнение «Стража».
Упражнение «Что у меня там на спине? Покажи».
Мои ресурсы, мои союзники в достижении дальней профессиональной цели. Работа над понятиями.
Упражнение «Разговор через стекло»
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
Ваши мнения о профессиях
Упражнение «Готовность к занятию»
Приветствие
Упражнение «Анабиоз».
Упражнение «Хвастовство».
Упражнение «Диалог о профессиях».
Упражнение «Силачи».
Упражнение «Я через 10 лет» (самоописание позволяет определить социально – ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой хотел бы отнести), ориентацию человека на свои признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими, способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в жизненном контексте человека).
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание.
1
У меня все получится.
Упражнение «Готовность к занятию»
Приветствие
Упражнение «Настройка пианино».
Приемная комиссия. Ролевая игра.
Заявление на работу.
Беседа с работодателем (заранее готовятся слова).
Упражнение «Бип»
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
Нет проблем!
Упражнение «Готовность к занятию»
Приветствие
Упражнение «Передай по кругу».
Упражнение «Внутреннее минное поле»
Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
Поговорим о жизненных ценностях.
Упражнение «Готовность к занятию»
Приветствие
Упражнение «Тропинка».
Упражнение «Конверт откровений»
Анкета голубых воротничков
Упражнение «Бип».
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
На пути к цели
Приветствие
Упражнение «Василий сказал…»
Упражнение «Угадай, чье это мнение»
Упражнение «Железное алиби»
Упражнение «Клубок проблем»
Упражнение «Рукопожатие»
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
9. Прощание
1
Пожелайте мне доброго пути
Приветствие
Упражнение «Сплоченность»
Упражнение «Сбор чемодана в дорогу»
Завершение занятия, рефлексия
Упражнение на саморегуляцию
Прощание
1
Список использованной литературы:
Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. М., 1991.
Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 2003.
Резапкина Г. В.Психология и выбор профессии. Методическое пособие. М., 2008.
Фопель К. На пороге взрослой жизни. Цели и ценности, школа и учеба, работа и досуг. М. 2008.