Психологическая программа по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая программа по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы моторного развития ребенка с ОВЗ: создание условий для комплексного развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективному обучению в школе.
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для успешного обучения в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей для успешного обучения ребенка в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическая программа по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья. »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Северная средняя общеобразовательная школа № 2
Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано»
Заместитель директора
________Лактионова Л.Н.
« » 2015 г.
«Утверждено»
Директор школы
________Добрыденко Т.Г.
Приказ №___
от« » 2015 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
По развитию мелкой моторики детей
с ограниченными возможностями здоровья.
2015 г.
Пояснительная записка.
Речь – это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.
Цель программы моторного развития ребенка с ОВЗ: создание условий для комплексного развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективному обучению в школе . Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
формирование точности и целенаправленности движений и действий;
обучение графическим навыкам письма.
Развивающие:
Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развитие творческой активности, пространственного мышления.
Воспитывающие:
Воспитание в детях аккуратности, усидчивости.
Воспитание внимательности к выполнению заданий.
Воспитание уважительного, бережного отношения к своему труду.
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для успешного обучения в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей для успешного обучения ребенка в школе.
Формы и режим занятий:
Данный курс занятий является комплексным и коррекционно-направленным: наряду с развитием мелкой моторики предполагается исправление недостатков психофизического развития ребенка с ОВЗ и формирование у него относительно сложных видов психической деятельности.
Главная задача специалистов на начальном этапе работы — полноценное обследование ученика с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности.
Программа по развитию мелкой моторики ребенка с ОВЗ предполагает использование следующих форм:
беседа
дидактическая игра
физические упражнения
пальчиковые гимнастики
графические диктанты
индивидуальная корректировка действий.
Коррекционные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—20 мин; 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности, в процессе которых и решаются задачи моторного развития ребенка. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия.
Ожидаемые результаты:
Ребенок должен знать:
виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
понятие “оригами”, “шаблон”;
виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
работать с бумагой, с природным материалом, с конструктором, с кубиками;
пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
работать с трафаретами;
изготавливать детали по шаблону;
выполнять аппликации;
обводить по точкам, по трафарету;
рисовать по контуру, раскрашивать;
застегивать, расстегивать пуговицы, молнии;
завязывать и развязывать ленты, шнурки.
Этапы реализации комплексной программы развития
мелкой моторики ребенка с ОВЗ
Этапы
Содержание
Подготовительный этап
Всестороннее изучение ребенка специалистами (медицинское, психолого-логопедическое, социально-педагогическое). Исследование состояния мелкой ручной моторики.
Аналитический этап
Выделение основных направлений программы.
пальчиковая гимнастика
оригами
конструирование
графические упражнения
игры и действия с предметами.
Составление плана коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики ребенка с ОВЗ.
Основной этап
Собственно коррекционная работа по основным направлениям.
Заключительный (оценочный) этап
Обсуждение результатов проделанной работы. Определение результативности
Примерное тематическое планирование по курсу «Развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ»
№
Название раздела, тематика занятий
Кол-во часов
Дата
1
Диагностика
2
2
Пальчиковая гимнастика
9
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
1
Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому» . Фигурки из палочек «Качели»
2
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка». Фигурки из палочек «Корзина». Игра «Чудесный мешочек»
2
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами». Фигурки из палочек «Банка для варенья». Игра «Узнай меня!»
2
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Апельсин». Фигурки из палочек «Машина»
2
3
Оригами
12
Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами
2
Прием складывания бумаги наискосок. Изделие «колпачок для феи».
Знакомство с конструированием, как видом деятельности. Техника безопасности при работе с конструкторам и мелкими деталями.
1
Конструирование из бумаги. "Игрушки-зверюшки."
2
Конструирование из кубиков. «Гаражи».
1
Конструирование из природных материалов. «Птицы».
2
Работа с конструктором. «Тележка».
1
Конструирование из кубиков. «Мосты».
1
Конструирование из ткани. «Филин».
2
5
Графические упражнения
31
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка
2
Дорисовка узора.
2
Соединение точек одной линией.
2
Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии.
1
Обведение по точкам.
2
Дорисовка незаконченного рисунка.
2
Обведение узоров по точкам
2
Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии.
1
Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).
2
Дорисовка узора.
2
Штриховка
2
Раскрашивание.
2
Рисование по контуру. Раскрашивание.
2
Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии.
1
Обведение по точкам линий с петлёй внизу.
2
Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.
2
Упражнение в написании с чередованием изученных элементов.
2
6
Игры и действия с предметами
14
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)
2
Развитие координации движений руки и глаза (застегивание молний, пуговиц)
2
Рисование пластилином «Грибы»
1
Рисование пластилином «Яблоко»
1
Рисование мятой бумагой.
2
Игры с мозаикой.
2
Угaдывание на ощупь предмета.
2
Поиск предметов, сделанных из одинаковых материалов.
2
Поиск предметов, сделанных из разных материалов.
2
Итого:
80
Список литературы
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
Архипова Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.
Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.
Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Еуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 - ТОМ 1.
Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. // Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1981.
Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Волковой Л.С. -5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитатор. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Мартынова Р.И. Медико - педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.Г. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Мастюкова Е.М. Дизартрия / Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Озерецкий Н.И. Методика исследования психомоторики / Н.И. Озерецкий. - М. - Л.: Госмедиздат 1930.
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001.