kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическая программа по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы моторного развития ребенка с ОВЗ: создание условий для комплексного развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективному обучению в школе.

Отличительные особенности данной программы:

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для успешного обучения в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей для успешного обучения ребенка в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая программа по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья. »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Северная средняя общеобразовательная школа № 2

Белгородского района Белгородской области»






«Согласовано»

Заместитель директора

________Лактионова Л.Н.



« » 2015 г.




«Утверждено»

Директор школы

________Добрыденко Т.Г.

Приказ №___

от« » 2015 г.










ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА



По развитию мелкой моторики детей

с ограниченными возможностями здоровья.













2015 г.

Пояснительная записка.

Речь – это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.

Цель программы моторного развития ребенка с ОВЗ: создание условий для комплексного развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективному обучению в школе .
      Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

Обучающие:

  • исправление недостатков моторики;

  • совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий;

  • обучение графическим навыкам письма.

Развивающие:

  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  • Развитие творческой активности, пространственного мышления.

Воспитывающие:

  • Воспитание в детях аккуратности, усидчивости.

  • Воспитание внимательности к выполнению заданий.

  • Воспитание уважительного, бережного отношения к своему труду.


Отличительные особенности данной программы:

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для успешного обучения в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Данный курс направлен на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей для успешного обучения ребенка в школе.


Формы и режим занятий:

Данный курс занятий является комплексным и коррекционно-направленным: наряду с развитием мелкой моторики предполагается исправление недостатков психофизического развития ребенка с ОВЗ и формирование у него относительно сложных видов психической деятельности.

      Главная задача специалистов на начальном этапе работы — полноценное обследование ученика с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка, определение их первичного и вторичного характера, установление причинности.

Программа по развитию мелкой моторики ребенка с ОВЗ предполагает использование следующих форм:

  • беседа

  • дидактическая игра

  • физические упражнения

  • пальчиковые гимнастики

  • графические диктанты

  • индивидуальная корректировка действий.

     Коррекционные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—20 мин; 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности, в процессе которых и решаются задачи моторного развития ребенка. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия.


Ожидаемые результаты:

Ребенок должен знать:

  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);

  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

  • понятие “оригами”, “шаблон”;

  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);

  • основные правила склеивания;

  • понятие «конструктор»; «мозаика»

Ребенок должен уметь:

  • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);

  • работать с бумагой, с природным материалом, с конструктором, с кубиками;

  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

  • работать с трафаретами;

  • изготавливать детали по шаблону;

  • выполнять аппликации;

  • обводить по точкам, по трафарету;

  • рисовать по контуру, раскрашивать;

  • застегивать, расстегивать пуговицы, молнии;

  • завязывать и развязывать ленты, шнурки.






Этапы реализации комплексной программы развития

мелкой моторики ребенка с ОВЗ


Этапы

Содержание

Подготовительный этап

Всестороннее изучение ребенка специалистами (медицинское, психолого-логопедическое, социально-педагогическое). Исследование состояния мелкой ручной моторики.

Аналитический этап

Выделение основных направлений программы.

  • пальчиковая гимнастика

  • оригами

  • конструирование

  • графические упражнения

  • игры и действия с предметами.

Составление плана коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики ребенка с ОВЗ.

Основной этап

Собственно коррекционная работа по основным направлениям.

Заключительный (оценочный) этап

Обсуждение результатов проделанной работы. Определение результативности




Примерное тематическое планирование по курсу «Развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ»

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Дата

1

Диагностика

2


2

Пальчиковая гимнастика

9



Развитие мелкой моторики пальцев рук.

1



Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому» . Фигурки из палочек «Качели»

2



Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка». Фигурки из палочек «Корзина». Игра «Чудесный мешочек»

2



Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами». Фигурки из палочек «Банка для варенья». Игра «Узнай меня!»

2



Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Апельсин». Фигурки из палочек «Машина»

2


3

Оригами

12



Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами

2



Прием складывания бумаги наискосок. Изделие «колпачок для феи».

1



Прием складывания бумаги гармошкой. Изделие «корона».

1



Аппликация «Обитатели леса».

2



Аппликация «Зимняя сказка».

2



Панно «Птицы на кормушке».

2



Аппликация по собственному замыслу.

2


4

Конструирование

10



Знакомство с конструированием, как видом деятельности. Техника безопасности при работе с конструкторам и мелкими деталями.

1



Конструирование из бумаги. "Игрушки-зверюшки."

2



Конструирование из кубиков. «Гаражи».

1



Конструирование из природных материалов. «Птицы».

2



Работа с конструктором. «Тележка».

1



Конструирование из кубиков. «Мосты».

1



Конструирование из ткани. «Филин».

2


5

Графические упражнения

31



Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

2



Дорисовка узора.

2



Соединение точек одной линией.

2



Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии.

1



Обведение по точкам.

2



Дорисовка незаконченного рисунка.

2



Обведение узоров по точкам

2



Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии.

1



Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).

2



Дорисовка узора.

2



Штриховка

2



Раскрашивание.

2



Рисование по контуру. Раскрашивание.

2



Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии.

1



Обведение по точкам линий с петлёй внизу.

2



Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.

2



Упражнение в написании с чередованием изученных элементов.

2


6

Игры и действия с предметами

14



Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

2



Развитие координации движений руки и глаза (застегивание молний, пуговиц)

2



Рисование пластилином «Грибы»

1



Рисование пластилином «Яблоко»

1



Рисование мятой бумагой.

2



Игры с мозаикой.

2



Угaдывание на ощупь предмета.

2



Поиск предметов, сделанных из одинаковых материалов.

2



Поиск предметов, сделанных из разных материалов.

2



Итого:

80




Список литературы


  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.

  3. Большакова СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М: ТЦ Сфера, 2008.

  4. Визель Т.Е. Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

  5. Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Еуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 - ТОМ 1.

  6. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. // Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1981.

  7. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика дизартрии и сложной дислалии. // Дефектология. 1996 №5.

  8. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Волковой Л.С. -5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитатор. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  9. Мартынова Р.И. Медико - педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.Г. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

  10. Мастюкова Е.М. Дизартрия / Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  11. Озерецкий Н.И. Методика исследования психомоторики / Н.И. Озерецкий. - М. - Л.: Госмедиздат 1930.

  12. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Кийкова Оксана Владимировна

Дата: 22.07.2015

Номер свидетельства: 223374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями "
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-ighrotierapii-v-rabotie-sotsial-nogho-piedaghogha-s-diet-mi-s-oghranichiennymi-fizichieskimi-vozmozhnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "166336"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422951487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования глазами родителей: преимущества и перспективы развития» "
    ["seo_title"] => string(149) "fiedieral-nyi-ghosudarstviennyi-obrazovatiel-nyi-standart-doshkol-nogho-obrazovaniia-ghlazami-roditieliei-prieimushchiestva-i-pierspiektivy-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "158830"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421818311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства