Просмотр содержимого документа
«Основы психологии и педагогики»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Брянской области
Управление образования Брянской городской администрации
МБОУ СОШ №11 г. Брянска
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам.директора по УВРДиректор МБОУ
___________________________ СОШ №11
Захарова М.Н. ______________________
Семигулин А.Н.
Приказ № 467 В от
02.09.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Основы психологии и педагогики»
для обучающихся 11 класса социально-экономического профиля
г. Брянск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы психологии и педагогики» в 11 классе составлена на основе требований ФГОС ООО (приказ министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 6 октября 2009 года (ред. Приказ №613 от 29.06.2017),
программы учебного курса «Основы психологии для старшеклассников», Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В.: Пособие для педагога: В 2ч.-М.: Гуманит, изд.центр ВЛАДОС, 2003.,
Психология: учебное пособие /С.И. Самыгин и др./, издательство Феникс, 2019 г.
На изучение элективного курса в 11 классе в учебном плане МБОУ СОШ №11 г. Брянска отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.
Форма контроля
1 полугодие
2 полугодие
Тестирование
1
1
В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в форме тестирования, в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
Тематическое планирование составлено с учётом Рабочей программы воспитания.
Психология является структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования. Любые знания создает, сохраняет, воспроизводит, принимает только реальный живой человек, его конкретная психика. Поэтому чем больше у человека знаний о психике, чем грамотнее учитывается в образовательном процессе ее феноменология, закономерности и механизмы, тем эффективнее будет целенаправленный учебный процесс в школе и вузе, в будущей профессиональной деятельности подростков. Образование, как образование человека, без психологии немыслимо.
Цели:
освоение учащимися фундаментальных понятий психологии и педагогики, изучение основных теоретических аспектов и подходов психологии, выявление проблем дисциплины и формирование умений осуществлять поиск способов их решения;
формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.
Задачи:
раскрыть содержание психического облика и индивидуально-психологических особенностей человека;
способствовать пробуждению, сохранению или развитию интереса к психологии, желания работать с детьми как будущий педагог, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного развития и их личностного роста;
формирование у учащихся представлений о фактах и общих закономерностях психики;
развитие способностей к сравнительному анализу различных подходов к изучению психических и психологических феноменов; создание установки на перенос полученных в процессе обучения знаний в практическую психолого-педагогическую деятельность;
сформировать представления о методах научного исследования в психологии;
создать у учащегося целостное представление о человеке как о развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности;
выработать личностное отношение к профессиональной деятельности педагога.
Срок реализации программы – 2024-2025 учебный год
Планируемые результаты освоения элективного курса
Учащиеся должны знать:
методологические основы современной отечественной и зарубежной психологии
характеристику психологии как науки;
основные психологические факты и их интерпретацию;
методы психологического исследования;
знать основные категории и понятия научной психологии;
знать основные направления, подходы, теории в психологии и современные тенденции
развития психологических концепций;
иметь представление об индивидуальных особенностях человека, эмоционально-волевой регуляции его поведения, мотивационной сфере, самосознании, познавательных процессах и личностном росте в целом;
об особенностях сознания как высшей формы психической жизни;
об основных закономерностях функционирования психики;
Учащиеся должны уметь:
научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;
диагностировать различные психологические признаки и правильно обрабатывать, интерпретировать полученные результаты;
научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;
различать психологические и непсихологические тексты, критически работать с литературой;
вести научную дискуссию;
использовать понятийный аппарат психологии;
использовать научный язык различных психологических школ;
организовывать и планировать психологический эксперимент;
применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, некоторые тесты) и интерпретировать результаты в исследовательских целях; моделировать свое будущее;
принимать решения;
делать выбор и нести за него ответственность;
отстаивать свои права, уважая интересы других людей
В результате освоения программы учащиеся должны иметь общие представления об истории психологии и педагогики; методологических основ современной отечественной и зарубежной психологии; характеристике психологии как науки; понятии педагогической культуры: сущности, содержании и путей её формирования. У учащихся к концу первого года обучения должен быть сформирован возрастающий интерес к профессии педагога-психолога
Краткое содержание элективного курса
Раздел «Структура, функции и средства общения»
Общение. Структура и средства общения.
Психологическая характеристика общения. Психологические и
социальные функции общения. Уровни общения. Структура общения. Средства общения.
Невербальные средства общения.
Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка.
Межличностное пространство. Роль невербальных средств в передаче информации.
Жесты. Мимика.
Речевые средства общения.
Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.
Позиции в общении.
Различные состояния «Я». Эго - состояние «Родитель», Эго - состояние
«Взрослый», Эго – состояние «Ребенок». Схема Томаса А. Хариса.
Стили общения.
Виды общения. Этикет.
Манипулирование.
Что такое манипулирование? Причины манипулирования? Типы
манипулятивных систем. Трюки манипулятора. Манипулятивные способы поведения в конфликте. Что может противопоставить манипулированию.
Раздел «Условия и технологии эффективной коммуникации»
Механизмы и межличностное восприятие.
Роль первого впечатления. «Эффект ореола».
Ошибки превосходства. Ошибки привлекательности. Фактор отношения к нам. Каузальная атрибуция. Установка.
Психологические защиты.
Что такое «психологические защиты». Вытеснение. Проекция (или перенос). Замещение.
Отрицание. Рационализация. Регрессия. Сублимация.
Барьеры в общении.
Что мешает полноценному общению. Наиболее распространенные барьеры общения.
Стереотипизация. Препятствия, мешающие.
Конструктивное общение. Контроль эмоций.
Саботажники общения. Способы снижения эмоциональной напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств.
Активное и пассивное слушание.
Процесс слушания. Задачи решаемые в процессе слушания. Виды слушания. Правила эмпатического слушания.
Приѐмы расположения к себе. Самопрезентация.
Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация. Фактор превосходства.
Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.
Раздел «Конструктивное преодоление конфликтов»
Конфликт. Стили разрешения конфликтов.
Что такое конфликт. Основные стили разрешения конфликтов.
Управление конфликтом.
Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Принципы управления конфликтом. Контроль эмоций.
Раздел «Психология семейных отношений».
Психологические аспекты семейных отношений.
Семейные отношения.
Психологическая составляющая.
Функции семьи. Стили семейного воспитания
Значение гармоничных отношений в браке. Функции семьи. Детско – родительские отношения. Типы негармоничного (неправильного) воспитания.
Раздел «Психология малых групп и коллективов»
Коллектив и личность.
Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп.
Коллектив. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе.
Лидерство.
Кто может стать лидером? Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления.
Социально- психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.
Комформизм.
Групповые нормы. Конформизм. Эксперимент
С. Аша. Факторы, влияющие на уровень конформности.
Развитие навыков уверенного отказа.
Почему не удается сказать «нет»? Право на отказ, Приемы противостояния давлению.
Раздел «Основы педагогического мастерства»
Речевая культура преподавателя.
Значение речи в профессиональной подготовке
преподавателя. Формы и качества педагогической речи,
Функции педагогической речи. Речь и коммуникативное поведение педагога.
Самообразование и самовоспитание- фактор совершенствования профессионального мастерства.
Педагог в современном образовании. Самообразование и самовоспитание в профессиональной деятельности педагога. Профессиональное педагогическое самосознание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические работы
Вводное занятие
1
Структура, функции и средства общения
8
1
Условия и технологии эффективной коммуникации
7
1
Конструктивное преодоление конфликтов
4
1
Психология семейных отношений
3
1
Психология малых групп и коллективов
6
1
7.
Основы педагогического мастерства
5
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГАММЕ
34
6
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата изучения
Всего
Контрольные
работы
Практические работы
1
Вводное занятие.
1
2
Общение. Структура общения.
1
3
Невербальные средства общения.
1
4
Речевые средства общения.
1
5
Позиции в общении
1
6
Стили общения
1
7
Манипулирование.
1
8
Урок-дискуссия «Что мешает открытому общению?»
1
9
Итоговая работа по разделу «Структура, функции и средства
общения».
1
1
10
Механизмы и межличностное восприятие.
1
11
Психологические защиты.
1
12
Барьеры в общении.
1
13
Конструктивное общение. Контроль эмоций.
1
14
Активное и пассивное слушание.
1
15
Приёмы расположения к себе. Самопрезентация.
1
16
Итоговая работа по разделу «Условия и технологии эффективной
коммуникации». Промежуточная аттестация
1
1
17
Конфликт.
1
18
Стили разрешения конфликтов.
1
19
Управление конфликтом.
1
20
Итоговая работа по разделу «Конструктивное преодоление
конфликтов».
1
1
21
Психологические аспекты семейных отношений
1
22
Функции семьи. Стили семейного воспитания.
1
23
Итоговая работа по разделу «Психология семейных отношений».
1
1
24
Коллектив и личность.
1
25
Лидерство.
1
26
Социально- психологические особенности взаимодействия людей в
малой группе.
1
27
Комформизм.
1
28
Развитие навыков уверенного отказа.
1
29
Итоговая работа по разделу «Психология малых групп и
коллективов».
1
1
30
Понятие педагогического мастерства
1
педагогического мастерства».
31
Речевая культура преподавателя.
1
32
Самообразование и самовоспитание- фактор совершенствования
профессионального мастерства.
1
33
Итоговая работа по разделу «Основы педагогического мастерства».
Промежуточная аттестация
1
1
34
Итоговое занятие
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГАММЕ
34
6
0
УМК элективного курса
Литература для учителя:
Введение в педагогическую деятельность (под ред. Е.И.Соколова, М.,Академия, 2000)
Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. – М., 2006.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.