Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ. Знание особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ»
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Неравномерностьразвития - различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Пример: резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.
Гетерохронностьразвития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
Неустойчивостьразвития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.
Сенситивностьразвития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Процесс развития непрерывен и необратим.
Кумулятивностьпсихического развития. Означает, накопление количества изменений, которое к итоге приводит к возникновению нового качества. Пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
Дивергентность—конвергентностьхода развития. Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.
Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.
Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ.
Накладывание вторичного дефекта на первичный
Пример:интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта определенного заболевания, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.
Замедление темпа возрастного развития
проявляется в
изменении сроков перехода от одной фазы к другой;
общем снижении психической активности.
Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер.
Может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон.
Замедление скорости приема и переработки поступающей информации носит компенсаторный характер.
Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе.
Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи
Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития
Спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное.
При том, что на ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие должно отчетливо доминировать в сравнении с направленным.
Во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания.
Процесс подражания может серьезно осложняться за счет основного нарушения — патологии зрения, слуха, эмоциональных расстройств и мн.др.
Недоразвитие моторики
Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая моторика.
В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий.
В условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме.
Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи.
Недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом.
Отставание в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостатками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.
Нарушение системы социальных отношений
проявляется в затруднении в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования высших психических функций.
Нарушается социальное поведениеребенка:
характер установления контакта(торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
характер и протекание адаптацииребенка (быстро или медленно);
уровень социальной активности(адекватная—неадекватная ситуации).
Психологические особенности развития детей с ОВЗ
Восприятие
низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
Мышление
наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Память
ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Внимание
неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Речь
имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
Эмоционально-волевая сфера
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Особенности личности
Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны
Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.