Рабочая программа по предмету «Физическая культура (адаптивная физическая культура)» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Физическая культура (адаптивная физическая культура)» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Физическая культура (адаптивная физическая культура)» для детей с умеренным развитием 3 класс. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Составлена на основе авторской программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 и регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Физическая культура (адаптивная физическая культура)» для 3 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»
Утверждаю:
Директор школы Брезгина Н. Л.
«_____»________________2015 год
Рабочая программа
по предмету
«Физическая культура
(адаптивная физическая культура)»
для 3 класса
на 2015 – 2016 учебный год
учителя начальных классов
Селиной Елены Владимировны
Составлена на основе
«Программы обучения глубоко
умственно отсталых детей»
Согласовано:
зам. директора по УВР
______________________________
«____»_____________2015 г.
с. Верхний Кужебар
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура (адаптивная физическая культура» в 3 классе разработана на основании следующих документов:
- «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
- регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе.
- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и
- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Программа предназначена для Андреева Андрея учащегося 3 класса МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» VIII вида, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Главной целью обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей,
по физической культуре является укрепление здоровья, содействие физическому развитию.
Задачи:
учить детей готовиться к уроку физкультуры;
учить простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);
учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
обучать мягкому приземлению в прыжках;
учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
учить правильному захвату различных предметов, передаче и переноске их;
учить метаниям, броскам и ловле мяча;
учить ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;
учить выполнять простейшие упражнения в определённом ритме;
учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
учить преодолению различных препятствий;
учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей;
учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.
В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики. Укрепление здоровья. Выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
Андрей имеет интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии, что сказывается на содержании и методике уроков физической культуры. Замедленность протекания психических процессов. Конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обуславливают чрезвычайную медлительность образования у него двигательных навыков.
По состоянию здоровья Андрей имеет IV группу, и отнесен к подготовительной медицинской группе.
Учащимся подготовительного класса оценки не выставляются, но устно они поощряются учителем за старание, за правильное выполнение упражнений, участие в игре.
Для того, чтобы он усвоил упражнения, инструкции к ним необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. Поэтому подобраны такие упражнения и задания, которые состоят из простых элементарных движений. Одной из характерных особенностей у Андрея является инертность нервных процессов, их стереотипность и, обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении привычной обстановки, он не может воспроизвести даже хорошо разученные, знакомые упражнения. Поэтому при планировании уроков предусмотрено разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.
В работе с этим ребёнком словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь Андрею в процессе воспроизведения задания.
Каждый урок по физической культуре планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующим возможностям учащегося.
Урок строится из четырёх частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной), которые должны быть методически связаны между собой).
В настоящую программу включены следующие разделы: обще развивающие и корригирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.
Основным видом деятельности на уроке является игра.
При выявлении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. В качестве значимых можно выделить основные уровни деятельности:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося;
умение учащегося исправить допущенные ошибки.
Обучение детей с тяжелой умственной отсталостью является безоценочным. Критерии оценки: «усвоено полностью», «усвоено частично», «не усвоено».
Содержание тем по физической культуре для 3 класса
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет. Из исходного положения руки за голову, развести локти в стороны, слегка прогнуться – вдох, свести локти вперед, слегка наклониться вперед – выдох.
Основные упражнения и движения.
Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений. Противопоставление первого пальца остальным одновременно двумя руками. Выделение пальцев рук. Движение плеч вперед, назад. Сгибание рук с усилием – «силачи». Расслабление мышц рук – из положения легкого наклона вперед, руки внизу, потряхивание руками. Наклоны и повороты туловища с различными исходными положениями рук. Поднимание прямой ноги вперед. Упор присев. В положении сидя, сгибание и разгибание ног поочередное и одновременное, движения в голеностопных суставах. Из положения сидя – лечь, сесть.
Упражнения для формирования правильной осанки.
Из положения, стоя у вертикальной плоскости, отойти от нее на 2-3 шага, сохраняя правильную осанку. Ходьба, руки за спину, сохраняя правильную осанку.
Ритмические упражнения
Согласование ходьбы с хлопками. Начало движения и остановка по звуковому сигналу.
Прикладные упражнения
Построения, перестроения
Повороты по ориентирам. Выполнение команд по словесной инструкции. Повороты по ориентирам. Выполнение команд по словесной инструкции: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!».
Ходьба и бег
Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег с различной скоростью.
Прыжки
Перепрыгивание через начерченную линию, шнур. Прыжки в длину с места толчком двух ног (с пола на мат). Прыжки в глубину с мягким приземлением.
Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Выполнение основных движений руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча. Броски малого мяча в стену. Сбивание большим мячом предметов (булавы, кегли). Передача большого мяча над головой.
Перекладывание флажков из одной руки в другую. Круговые движения руками с флажками. Переноска 6-7 гимнастических палок. Перешагивание через бруски высотой 15-20 см.
Равновесие
Стойка на одной ноге, другая согнута вперед, руки в стороны (2-3 сек.).
Игры
Повторение и закрепление ранее пройденных игр. «Маленькие затейники», «Совушка», «Что пропало», «Попрыгунчики – воробушки».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Шишки, желуди, орехи», «Самые сильные», «Мяч — соседу».
Календарно- тематическое планирование по физической культуре
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата проведения фактически
Основы знаний
1
Совершенствование умения правильно дышать в положении стоя.
1
Совершенствование умения правильно дышать в положении во время ходьбы.
1
Совершенствование умения правильно дышать в положении во время бега.
1
Наклоны и повороты туловища с различными исходными положениями рук.
1
Обучение поворотам направо, налево в совместной деятельности с педагогом и по подражанию.
1
Обучение поворотам кругом в совместной деятельности с педагогом.
1
Ходьба с изменением темпа в совместной деятельности с педагогом.
1
Ходьба по лестнице вверх, вниз с изменением темпа в совместной деятельности с педагогом.
1
Ходьба с перешагиванием через предметы в совместной деятельности с педагогом.
1
Прыжки на месте, держась за руки в совместной деятельности с учителем.
1
Прыжки, сидя на мячах в совместной деятельности с учителем.
1
Развитие умения бросать мяч вверх и ловить двумя руками в совместной деятельности с учителем.
1
Развитие умение бросать мяч на пол и ловить его после отскока от пола в совместной деятельности с учителем.
1
Развитие умения катать мяч по полу друг другу в совместной деятельности с учителем.
1
Развитие умения ползать на четвереньках в разных направлениях между предметами с помощью учителя.
1
Кегли: развитие умения сбивать мячом кегли.
1
Повторение и закрепление ранее пройденных игр. «Что пропало», «Попрыгунчики – воробушки».
1
Повторение и закрепление ранее пройденных игр. «Маленькие затейники», «Совушка»
1
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Шишки, желуди, орехи»,
1
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Самые сильные»,
1
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Мяч — соседу».
1
Подвижные игры
1
Игры с элементами общеразвивающих упражнений
1
Игры с бегом и прыжками, с бросанием, ловлей и метанием
1
Выполнение команд по словесной инструкции: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!».
1
Выполнение команд по словесной инструкции: «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!».
1
Ходьба с высоким подниманием бедра.
1
Бег с различной скоростью.
1
Перепрыгивание через начерченную линию, шнур.
1
Подбрасывание мяча вверх и ловля его
1
Броски малого мяча в стену
1
Передача большого мяча над головой
1
Переноска 6-7 гимнастических палок.
1
Перешагивание через бруски высотой 15-20 см.
1
Итого:
35
Предполагаемые результаты обучения
Ученик должен знать:
- подготовка спортивной формы к занятиям, переодеваниям.
- понятие о правильной осанке ходьбе, беге, метании, прыжках.
- значение утренней зарядке.
- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Ученик должен уметь:
-выполнять комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих упражнений
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
Пособие для учителя «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», Маллер А.Р., Цикото Г.В.. - М., 2001.
Пособие для учителя «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Пособие для учителя «Физическое воспитание» Белов В.М., Мозговая В.М.
Дополнительная литература.
1.Уроки физической культуры в 1-3 классах. Автор: А.А. Гугин.
2. Учебник для учащихся 2-4 четырехлетней начальной школы «Ура, физкультура» Москва «Просвещение» 1997г.