Просмотр содержимого документа
«Занятие с обучающимися 4 класса "Эмоции и чувства"»
Открытое занятие «Чувства и эмоции» 4 класс
Цели:
создать у учащихся представления о различных состояниях , в которых может пребывать человек, учить анализу собственных поступков,
развивать умение определять и адекватно реагировать на эмоции, проявления различных чувств,
воспитывать отзывчивость, чувство уважения и сострадания к другим людям.
Оборудование: мультимедийный диапроектор, фотографии, картинки с различными эмоциями, сигнальные карточки (белые и чёрные), белые листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Ход урока
Приветствие:
Игра «Привет»
Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Привет, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Лена! И так с каждым ребенком, по очереди.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Вводная часть, актуализация темы.
(На доске нарисованы 3 круга, у детей на партах белые листы бумаги и фломастеры)
Представьте, ребята, что к нам сейчас в класс придёт клоун из цирка. Как вы его встретите? Посмотрите друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. На доске нарисованы круги. Возьмите лист бумаги и покажите в кружке, как, по-вашему, выглядят рот и глаза радостного, весёлого, смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. Самый удачный, на ваш взгляд, рисунок мы повторим на доске.
Ребята, сейчас к нам в школу проведут огромного слона. Что вы видите на лицах одноклассников? Нарисуйте рот и глаза удивлённого человека на втором листе.
Не будем лишний раз расстраивать друг друга, плохих известий я вам сообщать не буду. Вспомните лицо плачущего, расстроенного товарища, покажите его на рисунке в третьем кружке.
Вывод: Мы видим такие разные лица на доске. Что они обозначают? Может быть, это наше состояние в данный момент, может быть, отношение к разным событиям. Что творится у человека на душе мы можем узнать по выражению его лица.
3. Сообщение темы и целей урока.
Я предлагаю просмотреть следующий видеоролик.
«Про кота» (Ребята смотрят видеоролик «Про кота»)
Далее беседа с детьми по поводу увиденного сюжета.
-Скажите, о чем видеоролик?
- А вы смогли бы так поступить?
- Как вы оцениваете поступок девочки?
- Какие чувства вы испытали, когда смотрели данный видеоматериал?
О чем сегодня пойдет речь?
-Сегодня говорить мы будем о чувствах и эмоциях, которые их сопровождают.
Давайте разберем, что такое эмоции и зачем они нужны
(Презентация-Эмоции)
Психолог. Попробуйте дать определение понятия «эмоции».
Обобщая ответы детей, психолог дает следующее определение: эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас
Учащиеся рассматривают слайд с изображением эмоций
Психолог. Итак, эмоции могут быть положительными и отрицательными
Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами, а затем друзьями. Назовите положительные эмоции.
Игра «Угадай эмоцию»
Участники угадывают, какие эмоции изображены на пиктограмма.
Игра «Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.
Игра «Изобрази эмоцию»
Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации. Всем участникам раздаются карточки: на каждой написана та или иная эмоция (радость, обида, страх, удивление и др.). Водящий пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию пытался изобразить водящий.
Игра « Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?»
(Дети хлопают в ладоши, если психолог называет положительного героя, а если отрицательного, то топают ногами, объясняя ответ).
Баба-Яга
Вини -Пух
Золушка
Иван Царевич
Серый волк
Крошечка -Хаврошечка
Василиса Прекрасная
Кощей Бессмертный
Конёк -Горбунок
Змей Горыныч
Белоснежка
Леший
9. Психологическая релаксация. Просмотр видеоролика.
-Ребята, сейчас я хочу предложить вам расслабиться и посмотреть замечательный ролик. Но не просто смотреть, а стараться запомнить о каких чувствах в нем идёт речь. Приятного просмотра.
(во время демонстрации ролика психолог может комментировать)
-Вы увидели ролик, что особенного вы заметили? Какие бывают чувства?
- Какие чувства выражает смех? Полезно или вредно для здоровья смеяться? Почему?
- Последствиями каких событий или поступков чаще всего бывает смех?
- Нужна ли человеку поддержка, помощь, если он смеётся от радости? Каким ещё бывает смех? ( злым, издевательским).
- Какие чувства чаще всего вызывают слёзы?
- Какие поступки вызывают слёзы? Полезны или нет для нашего здоровья эмоции, сопровождающие слёзы? Как вы себя чувствуете после долгого плача?
Вывод: Есть чувства, которые приятно испытывать, и есть чувства, которые не доставляют удовольствия. Но каждое из них не случайно – они чему-то хотят вас научить. Чувство сильнее эмоции и не зависит от того, где мы, и что делаем.
А могут ли эмоции нанести вред человеку?
Перечислите эмоции которые можно назвать нашими врагами (злость, гнев, обида, зависть, отвращение, стыд)
Послушайте притчу «О гвоздях»
Вывод. Как часто мы не сдержаны
А как поступить, если собственная обида или злость раздирает вас на части? Как усмирить эти негативные эмоции? Как научиться их контролировать? Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоролик. ЕРАЛАШ
Как бы вы прокомментировали увиденное? Во власти какой эмоции был герой данного видеосюжета? Способен ли был он адекватно воспринимать происходящее вокруг него? Кто пострадал в результате?
- Сейчас встаньте. Давайте разучим некоторые упражнения, как владеть собой.
ПАМЯТКА
- Потопать ногами на месте. 10 раз (Вы дадите выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и плохое настроение.)
-Подпрыгнуть высоко несколько раз.
- Закрыть глаза, досчитать до 10 и обратно.
- Смыть плохое настроение. (Умыться и ощутить, как вода смывает плохое настроение)
- Несколько раз глубоко подышать.
- Надуть злостью шарик и отпустить его, а вместе с ним плохое настроение улетит далеко.
- Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.
- Улыбаться нужно чаще. ( Смех продливает жизнь 1мин смеха =15 мин жизни)
Вывод. Вот такие способы разрядки существуют, чтобы избавиться от отрицательных эмоций.
-Р-та, отрицательные эмоции мы испытываем не только, когда получаем плохие оценки , но и в процессе общения, когда вы обижаете друг друга.
11.Игра – диагностика « предложение»
А пока мы с вами беседовали, у нас в классе распустились красивые цветы. Это цветы не простые. На них что-то написано. Сейчас каждый из вас возьмет цветок, прочитает предложение и продолжает его.
- Закончи предложение, используя знания, полученные на уроке.
Мне хорошо, если…
Мне нравится, когда…
Если я заболею, то…
Меня раздражает…
Мне нравятся взрослые…
Я всегда улыбаюсь, когда…
Если мне повезло…
Мне нравятся люди…
Мне не нравятся взрослые, которые …
Если мне грустно…
Мне не нравится, когда…
Когда я смотрю на себя в зеркало…
Если мне наступили на ногу…
Мы всегда в долгу перед…
В хорошей школе всегда…
Чтобы иметь друзей, надо…
Если видишь недостатки человека…
12. Итог урока.
Психолог. Что для вас было новым на занятии? Что было уже известно? Что понравилось на занятии?
Какие эмоции и чувства овладевают вами в данный момент.
13. Игра«Аплодисменты по кругу». Цель игры: дружеский ритуал завершения занятия. Ход игры:«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется продолжить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
-Потренируемся в выражении наших чувств. А для этого отправляемся в «Театр чувств», попробуем передать в эмоциях определенное чувство с помощью психогимнастических упражнений.
Этюд 1.Новая кукла
(этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
Этюд 2.Баба-Яга
(этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Этюд 3. Фокус
(этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Этюд 4. Золушка
(этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку...
Этюд 5. Один дома
(этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
Этюд 6. Лисичка подслушивает
(этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Этюд 7. Кот Васька
(этюд на выражение стыда)
Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
Этюд 8. Соленый чай
(этюд на выражение отвращения)
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Этюд 9.Кто съел варенье?
(удивление и стыд)
Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).