Занятие с родителями «Роль родителя в профилактике асоциального поведения подростка»
Занятие с родителями «Роль родителя в профилактике асоциального поведения подростка»
Почему ребенок изменился? Почему ушел из дома? Почему связался не с той компанией? В какой момент это случилось? Как смогла проглядеть? Что мы сделали не так? Эти вопросы возникают у родителей, увы, поздно. Чаще именно тогда, когда случается беда. Разбирая ситуации с родителями, оказывается, что родители совсем не знают своих детей, не умеют с ними взаимодействовать, оказываются не готовы к тому, что ребенок вырос, что у него появилась своя точка зрения и желание быть полноправным членом семьи, общества. Родитель не владеет информацией и способами решения даже небольших затруднений с ребенком. Для решения этой проблемы создан цикл занятий для родителей «Мудрый родитель беспокойного подростка». Почему ребенок изменился? Почему ушел из дома? Почему связался не с той компанией? В какой момент это случилось? Как смогла проглядеть? Что мы сделали не так? Эти вопросы возникают у родителей, увы, поздно. Чаще именно тогда, когда случается беда. Разбирая ситуации с родителями, оказывается, что родители совсем не знают своих детей, не умеют с ними взаимодействовать, оказываются не готовы к тому, что ребенок вырос, что у него появилась своя точка зрения и желание быть полноправным членом семьи, общества. Родитель не владеет информацией и способами решения даже небольших затруднений с ребенком. Для решения этой проблемы создан цикл занятий для родителей «Мудрый родитель беспокойного подростка».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие с родителями «Роль родителя в профилактике асоциального поведения подростка»»
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Занятие с родителями «Роль родителя в профилактике асоциального поведения подростка»
(Занятие № 2 из цикла «Мудрый родитель беспокойного подростка»)
Составитель: педагог-психолог МБОУ СОШ № 2
Трофимова Е.А.
2018
«Мать спросила, когда лучше начинать воспитание дочери. - Сколько ей лет? - спросил Мастер. - Пять.
- Пять лет! Беги скорей домой! Ты уже на пять лет опоздала».
Актуальность. Почему ребенок изменился? Почему ушел из дома? Почему связался не с той компанией? В какой момент это случилось? Как смогла проглядеть? Что мы сделали не так? Эти вопросы возникают у родителей, увы, поздно. Чаще именно тогда, когда случается беда. Разбирая ситуации с родителями, оказывается, что родители совсем не знают своих детей, не умеют с ними взаимодействовать, оказываются не готовы к тому, что ребенок вырос, что у него появилась своя точка зрения и желание быть полноправным членом семьи, общества. Родитель не владеет информацией и способами решения даже небольших затруднений с ребенком. Для решения этой проблемы создан цикл занятий для родителей «Мудрый родитель беспокойного подростка».
Занятие № 2 «Роль родителя в профилактике асоциального поведения подростка»
Цель – гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
Задачи
Познакомить с особенностями подросткового возраста
Формировать навык выстраивания эффективного диалога с подростком
Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо;
Повысить родительскую компетентности и осознанность эмоциональных воздействий на ребенка со стороны взрослых.
Цель – Настроить на работу, постановка проблемного вопроса. Закончи фразу. «Общение с ребенком для меня –это..» Родители наматывают нитку на палец, заканчивают фразу и передают по кругу клубок. Получается «паутина», затем клубок сматывается. Когда клубок снова попадает в руки, родитель говорит – тяжело ли было закончить фразу и почему?
Таким образом, вместе с родителями приходим к тому, что общение с подростком стало труднее, вызывает больше негативных эмоций, И задаемся вопросом – что делать? Как изменить ситуацию?
Работа с метафорой
Цель – раскрытие роли родителя через метафору
Среди множества ключей только один ключ может открыть замок. Но случается и так, что мы не можем найти нужный ключ. Чтобы ребенок, как и замок, открылся сам, нужен единственный ключ. Но он должен подходить. Есть, конечно, другие способы – открыть с помощью лома, бензопилы. Только ведь замок то сломается, как и психика ребенка. Чтобы подобрать ключик, надо знать какой перед нами замок. В нашем случае надо знать, что происходит с подростком в определенном возрасте.
Мини-лекция «Внутренний мир подростка»
Цель – познакомить с возрастными особенностями.
В современном обществе разрыв между биологическим, социальным и интеллектуальным созреванием человека составляет примерно 8-10 лет: первая менструация в 11-12 лет, окончание института и первый заработок –в 21-22 года.
Сюда и вклинивается так называемая подростковость, которую питает это балансирующее ощущение зрелости-незрелости. Подросток активен и вынослив, но «твоя главная работа –это учеба». В крови играют гормоны, но «мы в твоем возрасте не о мальчиках думали, а о том, как профессию получить». С подобным положением вещей может мириться только законченный флегматик, каковых немного. Остальные бунтуют.
Все знают, как это происходит: подростки не слушаются старших, грубят, плохо учатся, курят, слушают ненормальную музыку, еще появляются подозрительные друзья.
У подростка пока еще слабое Я, нет внутреннего защитника, того, кто может возразить чужим оценкам.
Сила Я определяется натренированной привычкой самостоятельно рассматривать и оценивать ситуацию, которая требует какого-то к себе отношения.
Младшие подростки живут в тумане самопоглощенности и эгоцентризме. Резкие смены настроения, неуравновешенность, моментальные изменения характера вызывают у взрослых подозрение в двуличности. Это объясняется зависимостью от чужих оценок.
На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Ребенок ведет себя грубо и вызывающе. Внутреннее сильное чувство несчастливости является источником тревоги и страха с внешними проявлениями дерзости и наглости (по результатам клинических исследований г. Йель).
В этот период гарантированы проблемы с самооценкой. В лучшем случае она неустойчивая, напоминающая качели, в худшем –хронически заниженная.
Взрослый должен быть в этот период рядом с подростком, подставить в его рассуждения своё зрелое Я. В противном случае подросток оказывается восприимчивым к негативному влиянию со стороны сверстников. Самооценка у подростка начинает подниматься к 14 годам, что свидетельствует о том, что внутри начало оформляться и уплотняться нечто собственное –открыто смотрящее на себя и на мир, думающее Я. Чем более доступен взрослый, который открыт для диалога, тем скорее появится уверенность в себе у подростка.
Значимый период, когда родители действительно нужны детям, - это период раннего подросткового возраста. Потом вес родительского участия становится менее значимым, даже если разговоры будут задушевнее и длиннее. Не потом, а сейчас, с колючим, переменчивым и отталкивающим подростком должен находиться взрослый всегда, когда он нужен.
Упражнение «Шиворот-навыворот»
Цель – показать родителям на ошибки в общении с ребенком
После того, как познакомились с возрастными особенностями предлагается собраться вокруг одного стола, на котором подготовлен ватман и маркеры. Задача родителей - написать ряд правил как нужно себя вести, чтобы потерять доверие ребенка.
Обсуждение – что вы заметили, что вас удивило?
Совместно с родителями делаем вывод о том, что мы чаще всего ведем себя именно так – кричим, ругаемся, заставляем, критикуем и т.д то есть делаем все то, что отдаляет нас от детей.
Упражнение «Говори правильно»
Цель – научить родителей составлять правильные речевые конструкции в общении с ребенком.
Самое главное средство взаимодействие с ребенком – это наша речь, наши слова. Рассмотриваем самые распространенные фразы. (По кругу родители произносят фразы –ты должен, сколько можно, как я от тебя устала….и т.д) какую реакцию вызывают такие фразы? (негатив, сопротивление, даже если ребенок осознает справедливость нашего замечания)
Пробуем перефразировать так, чтобы это не выглядело угрожающе
Ты должен хорошо учиться! Я уверена, что ты можешь хорошо
учиться.
Опять ты врешь! Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду.
Мне не нравится, когда меня обманывают.
Постарайся больше так не делать.
После совместной работы родителям предлагается самостоятельно перестроить фразы:
- Сколько можно бездельничать?! Ты должен, наконец, заняться учебой!
- Кто разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!
- Давай дневник, проверю, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!
- Опять оставил грязные кроссовки! Кто за тебя их будет мыть?!
Обсуждение: Было ли трудно? Какие чувства Вы испытали?
Упреждение «Пластилиновый ребенок»
Цель – осознать ответственность за своего ребенка, свою роль в воспитании.
Родителям предлагается слепить из пластилина маленького человечка – своего ребенка. Необходимо придать ему индивидуальность.
По моей команде человечка родители передают по кругу. Далее работают уже с фигуркой, полученной от соседа, изменяя и дополняя ее по своему усмотрению. И так до тех пор, пока у каждого в руках не окажется свое творение. Во время выполнения звучит спокойная музыка.
Обсуждение – много ли изменений внесли в человечка? Нравится ли Вам то, что Вы получили?
Вместе с родителями необходим прийти к выводу, что мы воспитываем ребенка и выпускаем его в мир. Ребёнок попадает под влияние. Это влияние накладывается именно на тот каркас, который слепил родитель.
7.Упражение «Ах какой ты молодец…»
Цель – формирование родительской самооценки
Каждому родителю хочется научить своего ребенка чему-то важному, полезному. Чтобы свой ребенок сказал – этому научил меня отец или мать. Передавая мяч по кругу закончите фразу «Я научил своего ребенка….», остальные хлопают в ладоши и говорят фразу «Ах, какой ты молодец.»
Рефлексия. Обсуждения чем полезно было занятие? Что понравилось? Что вызвало затруднение? Недоумение?
Вместе с родителями приходим к выводу, что именно семейное воспитание во многом определяет дальнейшую жизнь подростка. Именно родитель в ответе за то, что происходит с ребенком.