Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании «Адаптационный период первоклассников»»
Выступление педагога-психолога на родительском собрании
«Адаптационный период первоклассников»
С 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребёнку очень трудно с самим собой. Однако серьёзных срывов можно избежать, если соблюдать самые простые правила.
ПРАВИЛА
Правило № 1
Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.
Правило № 2.
Ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда Вы будете делать с ним уроки, через 10-15 минут необходимо давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить попрыгать его на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.
Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащихся 1-4 классов таков:
чтение - помогает ребёнку включиться в работу, подготавливает его к письменному заданию;
письмо;
математика;
более легкие предметы.
Но если ребёнок желает выполнять задания в другом порядке, надо пойти ему навстречу. Это даст ему почувствовать успех.
Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило № 3.
Компьютер, телевизор или другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.
Правило № 4.
Больше всего на свете в течение первого года учёбы ребенок нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если Вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради, а спокойно объясняйте ему, что он сделал не так.
Несколько коротких правил:
Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.
Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.
Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.
Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
Дети учатся жить у жизни:
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Уровни и критерии адаптации
А. Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
Высокий уровень адаптации.
первоклассник положительно относится к школе;
требования выполняет адекватно;
учебный материал усваивает легко, глубоко и полно;
решает усложненные задачи;
прилежен;
внимательно слушает указания и объяснения учителя;
выполняет поручения без лишнего контроля;
проявляет большой интерес к самостоятельной работе;
готовится ко всем урокам;
занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации.
первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;
усваивает основное содержание учебных программ;
самостоятельно решает типовые задачи;
бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
общественные поручения выполняет добросовестно;
дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.
первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье;
доминирует подавленное настроение;
наблюдаются нарушения дисциплины;
объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена;
при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;
близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
(Журнал «Школьный психолог», № 12, 2000 г.)
Уважаемые родители!
Мы просим Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут нам понять, насколько хорошо Ваш ребенок адаптируется к школьной жизни и что еще необходимо сделать, чтобы школа стала для ребенка еще более ценной.
Обведите кружочком вариант ответа, выбранного Вами.
1.Рассказывает ли Ваш ребенок дома о школе?
а) да, по собственной инициативе;
б) да, если я его спрашиваю;
в) не хочет разговаривать о школе.
2.О чем рассказывает Ваш ребенок с большим удовольствием?
а) о том, что делали на уроке;
б) о том, что делали на перемене и после уроков;
в) о друзьях;
г) об учителе.
3. Ваш ребенок идет в школу охотно?
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г)
4.Что изменилось в поведении Вашего ребенка с момента поступления в школу?
а) ничего не изменилось;
б) стал расторможенным, непоседливым, агрессивным;
в) стал аккуратнее, внимательнее, серьезнее;
г) стал медлительным, замкнутым.
Большое спасибо за Ваши ответы.
Результаты нашего исследования будут предоставлены Вам лично на родительском собрании.
Памятка классного руководителя для детей «Если хочешь быть здоров»
Помни, забота о здоровье требует постоянных усилий. Чтобы сохранить здоровье, необходимо:
Иметь представление о работе человеческого организма и знать особенности своего организма.
Соблюдать личную гигиену (поддерживать в чистоте тело, ежедневно принимать водные процедуры, иметь индивидуальные средства гигиены - зубную щётку, расчёску и т. д.)
Соблюдать режим дня - в одно и то же время принимать пищу, засыпать и просыпаться, чередовать работу с отдыхом.
Спать не менее 7-8 часов в сутки для взрослого человека и 10-12 часов -для ребёнка.
Правильно и регулярно питаться, не переедать, следить за весом.
Регулярно делать зарядку, заниматься спортом, больше двигаться.
Закаляться.
Чаще бывать на свежем воздухе, на природе.
Избавиться от вредных привычек.
Жить в согласии с собой и окружающими, иметь цель в жизни, придающую смысл существованию, не терять веры в будущее.
Не думать о болезнях, верить в свои силы и здоровье.
Памятка родителям первоклассников
• Старайтесь, чтобы день Вашего ребенка начинался спокойно. Пусть, проснувшись, он увидит Вашу улыбку, услышит Ваш ласковый голос.
• Рассчитайте время, отведенное на сборы в школу. Пусть оно пройдет, не торопясь, без одергиваний по пустякам, без укоров за ошибки и оплошности.
Прощаясь, не предупреждайте: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих оценок». Пожелайте ему удачи, найдите несколько ласковых, добрых слов - у него впереди трудный день.
Встречая ребенка из школы, спросите его: «Каким был для тебя сегодня день?», «Что нового ты сегодня узнал?», «Что интересного было сегодня в школе?». Откажитесь от фразы: «Что ты сегодня получил?».
В общении с ребенком избегайте условий: «если ты сделаешь, то...», ультимативных заявлений. Они в определенный момент могут стать невыполнимыми, и Вы окажетесь в сложной ситуации.
Постарайтесь в течение дня найти время, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние дела, общение с другими членами семьи, телевизор и т. п.
Единая тактика в общении всех взрослых с ребенком - важное условие воспитания. Свои разногласия по поводу педагогических приемов решайте без него.
Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее; быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды старайтесь быть более внимательны к состоянию ребенка.
Не оставляйте без внимания жалобы ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Они могут быть сигналами переживаемых трудностей в учебе.
Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, возникших в течение дня, не обсуждать предстоящей контрольной и т. п. Хорошо, если день завершится сказкой перед сном, песенкой, ласковыми поглаживаниями. Это поможет снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть.
Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми, только с самим собою.
Памятка родителям первоклассников
• Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.