kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптационный период первоклассника - выступление на общешкольном родительском собрании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее трудным является период адаптации первоклассника. Поэтому ребёнок нуждается в поддержке родных людей - его семьи. В докладе содержатся рекомендации и советы, как помочь своему ребёнку в данный период, построить режим дня. Есть памятка родителям, которую каждый учитель может распечатать и выдать каждому радителю. Также содержится ряд коротких правил, которые должен соблюдать каждый родитель, чтобы помочь своему ребёнку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационный период первоклассника - выступление на общешкольном родительском собрании. »

Выступление на родительском собрании

« Адаптационный период первоклассника»


Поступление ребенка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.

Помните, что от того, как ваш малыш проведет полчаса перед школой, от тех слов, которые вы скажете ему на прощанье, зависит порой весь его школьный день.

Первая неделя проходит на эмоциональном подъеме. Не следует обижаться, если ребенок не собирает вечером портфель, не готовит одежду. Ведь он еще не привык этого делать! Ничего страшного нет, если взрослый соберет портфель сам, а лучше – совместно с ребенком, но приговаривая, что будет стыдно, если он (ребенок) будет утром не готов.

Вчерашний дошкольник, при поступлении в школу, очень хочет соответствовать ее требованиям, быть хорошим, доказать взрослым, что он справляется со всеми требованиями. У него высокая мотивация к обучению. Очень важно поддержать ребенка на самом старте обучения!

Новое окружение, новые требования на первых порах делают ребенка одиноким и беззащитным. Вот почему важно, чтобы в первые несколько месяцев, близкие ему взрослые помогли с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня, объясняли о том, как ведутся тетради, как выполняются домашние задания. Важно объяснить ребенку, что ошибка – это не преступление, что дети должны делать ошибки, иначе они рождались бы взрослыми. Детство и дано природой для усвоения норм поведения и культуры в обществе.

Режим взрослого, на этапе адаптации ребенка к школе, должен быть подчинен режиму школьника, он своим примером (а не нотациями) показывает, как организовать учебный день. Желательно, чтобы в это время в семье один человек контролировал ребенка, с тем, чтобы у ребенка не рассеивалось внимание на разные требования. На первых порах ваш маленький ученик нуждается в помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть с ним рядом, пока он их делает.

Первокласснику необходим свой стол, настольная лампа, книжная полка. Проследите, чтобы ваш малыш отвел своим школьным вещам строго определенное место. Ни в коем случае не разрешайте ребенку заниматься чем-либо другим, пока он не убрал за собой стол самым аккуратнейшим образом, даже если к нему пришел приятель. Ему можно предложить в этом помощь и тогда он будет чувствовать в вас друга.

Итак, ребенок садится за уроки. Надо, чтобы это происходило в один и тот же час. Проследите, чтобы на столе не было ничего лишнего – только то, что нужно для приготовления уроков. Свет должен падать слева. Пусть ребенок объяснит, что ему нужно сделать. Не нужно заставлять его делать сначала на черновике пусть, приучается делать все хорошо сразу. И главное, чтобы он старался и не торопился.

Домашнее задание – это индивидуальная форма учебной деятельности школьника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя, но по его поручению. При правильной его организации у первоклассника вырабатываются навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям.

У многих ребят через месяц наступает эмоциональный спад: надоедает рано вставать, сидеть на уроках и т.п. Взрослые должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотивацию к обучению. Первые трудности учат ребенка учиться. Важно спокойно и уверенно их преодолевать совместно с ребенком. В этот период главную роль начинает приобретать учитель. Ребенок его копирует, подражает, ссылается на него к месту или нет. Таким кумиром учитель остается до5 класса.

И вот первая отметка. Ни в коем случае не надо требовать от ребенка только хороших и отличных отметок. Это ничего, кроме вреда, не принесет. Ведь немало известных ученых, музыкантов, художников неважно учились в школе. Вообще-то учителя первых классов стараются не ставить двоек своим ученикам, чтобы не обескуражить его с самого начала. Но вдруг…Ни в коем случае не браните ребенка, не осыпайте его упреками в несообразительности и неряшливости. Вам кажется, что если поругать за первые промахи, то ребенок потом будет относиться к ним, как чему-то вполне нормальному. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать и ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях. Ребенка нельзя запугивать. Страх парализует, и ребенок становится не в состоянии что-либо самостоятельно предпринимать. В сложных ситуациях ребенок становится наиболее уязвим. Нужно внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, то он не попадет в сложную или опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных ситуациях, надо обязательно похвалить его.

Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Почему учителя добиваются умения красиво и четко писать? Прежде всего, потому, что правильное, с точки зрения каллиграфии, письмо обычно бывает потом и грамотным. Следует ребенка приучать писать крупно, чисто, соблюдая поля и красные строки, учитывая при этом и воспитательные цели: человек должен все делать красиво. Иногда ребенок рано научился читать, очень любит книжки, прекрасно рассказывает, хорошо считает, а вот пишет не так уж красиво. Не надо его за это ругать, помогите ему добрым словом и своим присутствием.

Когда можно оставлять ребенка наедине со своими уроками? Как можно раньше, едва вы почувствуете, что он обходится без вас. Резко этого делать не надо – отойдите сначала по своим делам, а потом постепенно он тоже привыкнет, что вас нет рядом. Затягивать этот процесс тоже опасно. Те дети, которые не могут работать самостоятельно, без помощи взрослого чувствуют себя совершенно беспомощными. Имея лишь постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять и предоставлять свободу (ходить в школу без сопровождения взрослых, оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить погулять со своими сверстниками на улице и т.д.). Поэтому, как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет с вами поделиться. Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам, рассказывали о своих бедах, сомнениях, затруднениях. Во время таких бесед по «душам» уместно вспомнить случаи из своего детства.

Если ребенок чувствует помощь и поддержку дома, то к концу года у него должно сформироваться ответственное отношение к учебе, пунктуальность, обязательность, познавательный интерес и т.д. Только после этого от ребенка можно требовать выполнения тех или иных правил, когда он им обучен и они стали его повседневной нормой жизни.

Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Наиболее трудно адаптироваться детям которые не чувствовали переживание «мы». Другая причина в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним и его учебе учителей и взрослых дома. Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые позже становятся не лучшими чертами характера. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребенка, определенного мужества от взрослых вовремя признать свои ошибки во благо своего ребенка.

Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребенок и каким он станет.













Памятка родителям первоклассников

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учеными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.







Советы педагога
(обращение к родителям первоклассников)

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и узнавания неизвестного.

Мы, взрослые – и учителя, и родители – хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Учителя будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом.

Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, конечно, вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо«Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т. д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное – не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным, такая смена требований психологически очень трудна.

Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, даи просто радость жизни, и радость познания.


Помните!

для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.



Помните!

ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, которому малыш доверяет самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни малыша. Верьте в ребенка, верьте в учителя.


Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.










Ваш малыш стал школьником!

Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути.

Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

Сотрудничество принесёт свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит соей жизни, найдут в себе мужество каждый день быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!

Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!

ЗАКОН 1.

Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

ЗАКОН 2.

Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

ЗАКОН 3.

Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

ЗАКОН 4.

Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

ЗАКОН 5.

Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

ЗАКОН 6.

Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру родительской ответственности.

ЗАКОН 7.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

ЗАКОН 8.

Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

ЗАКОН 9.

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Мы желаем вам успехов!

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

  1. Хорошо или плохо идёт воспитание - об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: «Я счаст­лив!».

  2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

  3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

  4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их бу­дущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые мо­гут влиять на путь ребёнка.

  5. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

  6. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

  7. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интона­ция может сгладить даже педагогическую ошибку.

  8. Чаще говорите ребёнку главные слова: «Не горюй! Не уны­вай! Не бойся! Не пищи!».

  9. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков -один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

  10. Иногда дети принимают все школьные неприятности слиш­ком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а
    что не очень. Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять, и потеряли друзей, то телевизор должен ... сломаться. Хотя бы на 2-3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспи­тание детей, как искусство, требует жертв.

  11. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем ча­ще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

  12. Джон Стейнбек говорил: «Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине». Хотите вырастить мужчину - создавайте такую необходимость в доме.

  13. Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убирать вместе».

  14. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.

  15. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим, поим».

  16. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

  17. Самое трудное в воспитании - научить детей человеколю­бию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

  18. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

  19. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с перво­го слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

  20. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: «Ты все­гда», «Ты вообще», «Вечно ты»... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Зиборова Татьяна Валерьевна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства