Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками:«Мастер на все руки», «Золотые руки», Рукой подать», «Как рукой сняло».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками:«Мастер на все руки», «Золотые руки», Рукой подать», «Как рукой сняло».
Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов, взаимосвязь мозга и руки- аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.
Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.
Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь-один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка.
Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью:ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Эти отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.
Чтобы у вашего ребёнка не было таких затруднений, мы бы хотели предложить следующий комплекс игр и упражнений, направленный на развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет (вне занятия).
Данная методика состоит из пяти этапов.
1. Подготовительный – направлен на установление эмоционально-политического настроя., повышение самооценки ребенка.
2. Самомассаж кистей и пальцев. Он оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук.
3. Массаж лица. Во-первых, он выполняет релаксационную функцию, снимает напряжение, а во-вторых, развлекательную – создает благоприятную атмосферу.
4. Артикуляционная гимнастика «Испеки пирожок». Данные упражнения играют важную роль в формировании правильного произношения звуков.
5. Упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики.
Вначале мы с детьми устанавливаем эмоционально-положительный настрой (это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребёнка. Каждый ребёнок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный. Тем самым мы выполняем и тактильное упражнение – прикосновение, активизируем внимание детей. Следующим шагом в нашей методике (2 этап) самомассаж кистей и пальцев рук:
— растирание ладоней, руки становятся тёплыми;
— массаж ладонных поверхностей, надавливание сильно сжатымичетырьмя пальцами одной руки на основании пальцев другой руки,затем положение рук меняется;
— растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий;
Третий этап массажлица. Массируем лоб, щёки, ушки, носик.
Четвёртый этап — артикуляционная гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного произношения звуков. Данные упражнения понятны ребёнку и доступны. Мы выполняем с детьми упражнения в комплексе. Комплекс называется «испеки пирожок».
— Насыпаем муку – работаем язычком;
— Размешиваем – болтушка;
— Раскатываем тесто — кусаем язычок;
— Мнём пирожки — укол язычком в щёку;
— Поставим в печь — греем пирожок;
— Поставили стынуть — дуем на пирожок;
— Съели пирожок – круговые движения губами.
Пятый этап – идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными.
Все этапы проходят постепенно. Сначала учатся делать самомассаж пальцев и кистей рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме.
Данная методика должна осуществляться при следующих условиях:
— комплексное воздействие;
— определенная последовательность;
— систематическое, ежедневное проведение с детьми комплекса, с учетом их возрастных особенностей;
— постоянное поддержание интереса к занятиям, с их усложнением.
Нам хотелось бы, чтобы мы не только развивали мелкую пальцевую моторику, но и чтобы эти упражнения выполняли следующие функции:
— развлекательную — создавать благоприятную атмосферу;
— релаксационную – снимать напряжение;
— коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
— воспитательную — формировать моральные и нравственные качества;
— обучающую — давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;
— коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребёнка;
— профилактическую – предупреждать появление психосоматических заболеваний;
— лечебную — способствовать выздоровлению.
Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по10-12 минут.
Общая сумма времени комплекса для развития пальцевой моторики составляет 10-12 мин. Упражнения проводятся или перед обедом, или перед ужином. Тем самым 1раз в день этот комплекс обязательно проводится.
Помимо этого комплекса, уделяем внимание и различным играм:
— «Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);
— « Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке);
— «Из чего предмет» (определи материал предмета);
— « Найди такой же»;
— «Чудесный мешочек»;
— « Строим забор» (игры со счётными палочками);
— «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками;
— «Шнуровки»;
— «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями);
— рисование на песке.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно.
Главнымпринципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком.
Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.