Просмотр содержимого документа
«Учить от сердца к сердцу»
Учить от сердца к сердцу
«Воспитание- самое тонкое прикосновение человека к человеку.» В.Сухомлинский Сегодня мы -жители планеты Земля, единой семьей вступаем в Новое Время- новый век, новое тысячелетие… Каким оно будет- третье тысячелетие? Это волнует все человечество, которое уже созрело до понимания того, что даже малые добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас. «Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всем? Честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Без них не обрести в жизни мира и согласия» -считал знаменитый мыслитель Шакарим. И эти качества нужно воспитывать в людях с малых лет. Воспитание высоконравственного, духовного человека весьма сложный процесс, начало которого должно закладываться с самого рождения. В становлении Человека, наряду с семьей, родителями огромную роль играют учителя, воспитатели. То есть на нас, работников системы образования, лежит великая ответственность за судьбу подрастающего поколения. Поэтому в этом деле, как нигде в другом, совершенно неприемлемы необдуманные скороспелые решения, обездушенные методики, стандартный устаревший подход. Воспитание нравственности не происходит путем механической передачи знаний, это результат пробуждения внутреннего мира ребенка. Можно бесконечно долго говорить ему, что такое хорошо, а что такое плохо, но осмысление истины придет только через практику. И чтобы подросток не пускался во всяческие эксперименты в реальной жизни, этот опыт надо преподать на уроке. И не в виде занудливых наставлений, а этических игр, сценок, обсуждение сказок, притч и т.д. чтобы он мог пропустить чужой опыт как свой. «Воспитание есть прежде всего пробуждение чувств, развитие духовной сферы ребенка. Воспитывать чувства-значит учить ребенка находить удовольствие, радость в поступках при общественно ценных, несущих благо людям. Нравственно то, что служит человечеству»,-пишет в своей книге –откровений «Путь к себе» Сара Назарбаева. Доброй приметой Нового времени стало то, что по инициативе первой леди в Республике принимаются меры по включению в учебный процесс духовно-нравственного просвещения.
Суть образовательной программы Сара Алпысовна видит в том, чтобы научить детей любить и быть любимым, жить во имя Любви, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, жить по совести, не предавая своего внутреннего «Я», созидать, творить на благо общества, совершенствоваться постоянною все это принципы гармонично развитого человека, все это «Самопознание». Ребенок, который растет в каждой семье- подарок Вселенной. Важно усвоить один секрет: детям не нужно, чтобы «отдавали им лучшие годы жизни» и «всю жизнь на них положили». Единственное, что им нужно-ваша безусловная любовь. Если ваша любовь к ребенку безусловна,-вы легко дарите детям то, в чем они больше всего нуждаются. А это три простые вещи: уважение, доверие, безопасность. Нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении взрослого и ребенка, и поэтому личность наставника играет первостепенную роль. Эдуард Асадов в стихотворение «Воспитать человека» очень хорошо пишет о сути воспитания. Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон. Пишут о строгости и о такте, Что благо, а что для учебы враг. Твердят, что воспитывать надо так-то, А вот по-иному нельзя никак! Тысячи мнений простых и сложных, Как разные курсы для корабля, О том, что любить надо осторожно И мудрости вдалбливать детям должно С первых шагов, ну почти с нуля. Все верно, беда, коли мало знаний. И все-таки в этом ли только зло? А что как успехов при воспитанье,
Простите крамолу мою заране, Добиться не так уж и тяжело?! Нет, беды не сами собой являются, Хотите вы этого, не хотите ли, И дети с пороками не рождаются, А плюсов и минусов набираются Все чаще от мудрых своих родителей. Все ждут, чтоб горели глаза ребят Незамутненно, светло и ясно. И детям с утра до темна твердят, Что надо быть честным, что ложь ужасна. Но много ли веры внушеньям этим? Ведь если родители сами лгут, На службе и дома, и там и тут, Лгут просто, как будто бы воду пьют, Откуда же взяться правдивым детям?! А совесть? Всегда ли она слышна? Ведь если мы, словно играя в прятки, Ловчим иль порою хватаем взятки, Да всем нашим фразам лишь грош цена! И кто будет верить словам о том, Что вреден табак и спиртное тоже, Коль взрослые тонут в дыму сплошном И кто-то нарежется так вином, Что только у стенки стоять и может! А что до красот языка родного, То все хрестоматии - ерунда, Коль чадо от папочки дорогого Порой понаслышится вдруг такого. Что гаснут аж лампочки от стыда! Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все!
В старших классах нашей школы проведено анкетирование по предмету «самопознание». Ученикам очень нравятся уроки самопознания. Вот, что пишет ученик 11 класса Исламов Нурлан: «Мне очень нравятся уроки самопознания! Идет полное отстранение от внешних проблем, есть возможность найти и устранить внутренние. Есть способность самовыражения. Мне кажется, что этот предмет просто необходим, особенно людям нашего возраста, у которых самооценка, понимание жизни еще четко не сформировалось», а ученица 8 класса Соколова Юлия выражает свое отношение к самопознанию в стихах: Самопознание – урок весьма полезный С охотой ходим на него мы все И знает каждый, что это очень интересно.Послушать других, поговорить о счастье, о доброте и мудрости, об уважении. На крыльях творчества лететь к своей мечте и быть всегда самим собой… для этого и нужно самопознание. Чтобы дарить всем людям радость, чтоб позитив искать во всем и плыть к заветной цели без преград!!! Уверена, что уроки самопознания помогут решить важную задачу- формирование гармонично развитой личности, воспитание гармонично развитой личности, воспитание человека Новой эпохи.