Тренинг при подготовке к государственному экзамену
Тренинг при подготовке к государственному экзамену
Тренинг составлен для учащихся 11-х классов при подготовке к государственному экзамену. Цель тренинга: содействовать 11 классникам в выработке преодоления ответственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг при подготовке к государственному экзамену»
Тренинговое занятие для учащихся 11-х классов
при подготовке к государственным экзаменам
Тема: «Встреча с собой и другими: тревога и ответственность».
Цель: содействие одиннадцатиклассникам в выработке индивидуальных способов поведения в преодолении ситуаций повышенной интеллектуальной ответственности за результат своего умственного труда.
Задачи:
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие внутреннего самовидения и на его основе формирование уверенности в себе, в собственные силы;
- выработка навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на нашем тренинге мы с вами попробуем определить страхи, которые мешают вам в подготовке к экзаменам, и справиться с ними. Выработаем рекомендации по подготовке к экзаменам.
Упражнение «Паутина».
Цель: организация позитивного настроя группы на работу; создание благоприятного климат группового взаимодействия.
Оснащение и реквизит: клубок толстой пряжи, ножницы.
Инструкция: «сейчас каждый назовет свое имя и скажет. О чем мечтает в ближайшем будущем. Например: «Меня зовут Асемгуль. Я мечтаю закончить четверть на отлично». Кто будет говорить первым, возьмет клубок. Сказав о себе, он передаст клубок другому, немного его размотав и придерживая нить у себя на коленях».
Ход работы:
После представления, нить разрезается на кусочки и каждому участнику достается по одному кусочку. Ведущий предлагает завязать нить на руке мысленно загадав то желание, которое ребята озвучили.
Примечание:
Упражнение позволяет участникам лучше узнать друг друга и создает доброжелательную обстановку для работы группы.
Упражнение «Препятствие».
Цель: анализ способов преодоления препятствий на жизненном пути посредством метода предметной проекции ситуаций, расширение репертуара конструктивных моделей и образцов поведения.
Оснащение и реквизит: 2-3 большие картонные или пенопластовые коробки, свободное пространство для манипулирования с ними.
Инструкция: «У каждого человека на жизненном пути встречаются препятствия, которые он преодолевает. Пусть такое препятствие у нас символизирует картонная коробка. Давайте представим, что это линия жизненного пути (условно или мелом на полу обозначить линию), на которой в какой-то ее части нас ожидает встреча с препятствием. Сейчас каждый покажет. Как он справляется с встречающими жизненными трудностями. Каждый будет вести себя по отношению к коробке так, как он бы действовал в ситуации преодоления жизненной трудности (ведущий показывает и комментирует один из таких способов). Перед демонстрацией способов преодоления трудностей участнику нужно описать дорогу и препятствие. Следует также сказать, как бы ассоциативно воспринималось оно на ощупь (большое. Мягкое. Вязкое. Липкое, втягивающее в себя). Какого оно было бы размера, цвета. конфигурации».
Ход работы:
Учащиеся описывают образные препятствия и свой жизненный путь и демонстрируют способы преодоления жизненных трудностей. После того, как каждый старшеклассник покажет свой вариант. Обсуждается спектр поведения участников тренинга, на возможности и ресурсы каждого.
Примечания:
Ведущий обобщает описания жизненных трудностей молодых людей, оказывает поддержку посредством описательной обратной связи. Скрытая проекция в данном упражнении позволяет не только ведущему, но и самим участникам увидеть актуальные проблемы и наметить способы их разрешения. Это упражнение можно проводить и перед большими содержательными заданиями и после них, т.к. во время его выполнения старшеклассники могут отдохнуть и подвигаться.
В качестве логического продолжения данного упражнения успешно проводится и положительно воспринимается участниками группы задание «Конференция».
Упражнение «Конференция».
Цель: осознание способов совладания с повышенной ситуативной тревожностью, развитие умения выступать перед публикой.
Оснащение и реквизит: бумага, ручки, жесткие папки, стол с кафедрой (трибуна), стулья для зрителей.
Инструкция: «сейчас мы разделимся на группы (по принципу выбора определенного фрукта). В группе вам необходимо составить рекомендации для старшеклассников, сдающих экзамены. А также выступить со своим списком, защитить его».
Ход работы:
За время, которое отводится на составление рекомендаций (10 минут), ведущий организует пространство, сооружает «трибуну». Прежде чем выступит первый участник, дается инструкция всем: «Будьте внимательны, запоминайте, что было эффективного и полезного в выступлениях участников. И после выступления каждой группы мы будем записывать самые полезные советы на плакате».
После выступления участники отмечают позитивные моменты и обсуждают общие рекомендации для старшеклассников, находящихся в ситуациях повышенной ответственности.
Примечание:
Тема конференции может быть любой, в том числе связанной с актуальными переживаниями старшеклассников в ситуации повышенной социально- интеллектуальной ответственности.
Оснащение и реквизит: ненужные листки бумаги (черновики, старые чеки, талоны, квитанции, обертки конфет и т.д.), ручки, мусорное ведро.
Инструкция: «Зачастую у нас с ситуацией сдачи экзаменов связаны неприятные чувства, мысли. Они мешают нам, из-за них мы даже экзамены сдаем хуже. Сейчас мы совершим ритуал утилизации отрицательных переживаний и мыслей. Которые приходят в голову в ситуациях, вызывающих все неприятное. Желательно писать некрасиво, небрежно. Можно левой рукой».
Ход работы:
После того, как участники напишут все плохое, они торжественно это «утилизируют» - рвут на мелкие кусочки бумагу и бросают ее в мусорное ведро.
Примечание:
Упражнение помогает не только отреагировать негативные эмоции, но и увидеть конструктивные способы выхода из ситуации повышенной ответственности.
Рефлексия.
Участники обсуждают чувства, мысли, возникшие в ходе проделанной работы. Рефлексия проходит в виде фронтального опроса. Ребята отвечают на следующие вопросы:
- Какую полезную информацию вы получили на уроке?
- Какие трудности у вас возникли в ходе выполнения заданий?
- Как вы считаете, что у вас получилось лучше всего?
- Какие у вас эмоции и чувства на данный момент?
7. «А теперь, в знак исполнений всех вами загаданных желаний предлагаю разрезать наши ниточки».
object(ArrayObject)#865 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(133) "Элективный курс по истории России. Система подготовки к ГИА по истории "
["seo_title"] => string(72) "eliektivnyi-kurs-po-istorii-rossii-sistiema-podghotovki-k-gia-po-istorii"
["file_id"] => string(6) "108495"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1403713810"
}
}