Просмотр содержимого документа
«Тренинг из цикла тренингов на сплочение педагогического коллектива»
Тренинг
из цикла тренингов на сплочение педагогического коллектива
Составила педагог-психолог
Дегтярева Оксана Александровна
«Вместе мы – сила!»
Цель тренинга: сплочение и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачитренинга:
- формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
- Осознание себя командой.
Ход тренинга:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Вместе мы – сила!».
Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Пусть по кругу каждый продолжит предложение «сейчас я чувствую…». (1-2 мин)
- В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…
Правила:
Правило «ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.
Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).
Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю...», «я думаю...», а не «все сейчас думают...», «большинство из нас...» и т.д. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателе,если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.
Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.
Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.
Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми. (3 мин)
1.«Атомы - Молекулы».
Цель: повышение уровня работоспособности участников.
Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы«молекула по трое»играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.(2-3 мин).
Участники образуют два круга: внешний и внутренний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощь рук.
2. Побороться руками
3. Помириться руками
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Выразить радость руками.
7. Пожелать удачи.
8. Попрощаться руками.
Обсуждение:
-Что было легко?
-Кому было сложно молча передавать информацию?
-Кому легко? (5-7 мин)
- Уважаемые коллеги, как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
3. Упражнение «Как мы слышим друг друга».
Педагогам необходимо разделиться по парам. Выбрать человека кто будет первым рисовать. Сесть друг к другу спиной. Предлагается на листе бумаги разместить 5-6 геометрических фигур. После этого, кто рисовал, словами передает инструкцию, где на листе находится та или иная фигура. Задача второго участника постараться нарисовать фигуры, так же как и первый участник. После чего работы презентуются на доске.
Обсуждение:
Что было легко, что тяжело?
Обратить внимание на работы, которые практически совпали.
Уточнялись ли мелочи (размер, положение листа и т. д)
4. «Кто быстрее».
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
- Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причем строитесь вы молча, ничего не объясняя друг другу.
Возможные фигуры:
- треугольник,
- ромб,
- угол,
-круг,
- квадрат,
- птичий косяк.
Обсуждение:
-Трудно было выполнять задание?
-Что помогло при его выполнении? (4-5 мин)
5. «Мы с тобой похожи тем, что…»
Цель: снятие агрессии.
-бросая мяч любому человек, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…»(например: что мы живем на планете).
Обсуждение:
-Какие эмоции испытывали во время упражнения?
-Что нового узнали о других?
-Что интересного узнали о себе? (2 мин)
Подведение итогов: обратная связь.
- Уважаемые педагоги, мини-тренинг подходит к завершению. Пусть по кругу каждый продолжит предложение, с которого мы начинали: «Сейчас я чувствую…».
Какие эмоции вы испытываете? Что можете сказать по окончанию тренинга? Какие пожелания хотели бы высказать? Спасибо за обратную связь. У меня для вас тоже есть пожелания.
Упражнение: «Волшебная шкатулка». Каждый педагог вытягивает записку с пожеланием. (5 мин)