Подростковый возраст является кризисным моментом в жизни каждого ребенка. Происходит переоценка жизненных ценностей, смена приоритетов. Возникают частые смены настроения, что зачастую приводит к рисковому поведению. Также стимулом для него является желания показаться в глазах сверстников свое бесстрашие и заработать авторитет. В такие моменты подросток не задумывается о смысле жизни и ее ценностях. На нашем занятии мы постараемся обратить внимание подростков на истинные ценности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Ценности"»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №35»
346527 Россия, Ростовская область, г.Шахты, ул. Текстильная 41а, тел. 8(8636)24-27-19, e-mail: shcool35@inbox.ru
Занятие тренинг на тему: « Ценности»
Урок разработан для учащихся 6 -7 классов.
Длительность занятия 45 минут
Подготовила:
Педагог-психолог
Дементьева Ю.В.
Пояснительная записка
Подростковый возраст является кризисным моментом в жизни каждого ребенка. Происходит переоценка жизненных ценностей, смена приоритетов. Возникают частые смены настроения, что зачастую приводит к рисковому поведению. Также стимулом для него является желания показаться в глазах сверстников свое бесстрашие и заработать авторитет. В такие моменты подросток не задумывается о смысле жизни и ее ценностях. На нашем занятии мы постараемся обратить внимание подростков на истинные ценности.
Цель: профилактика рискового поведения, через осознание истинных ценностей.
Урок разработан для учащихся 6 -7 класса.
Длительность занятия 45 минут.
Материалы: записи этнической музыки
Сценарий занятия
Слова ведущего: Здравствуйте ребята. Сегодня нас, ждет интересная работа. Мы, будем размышлять с вами на тему ценностей. У каждого человека они свои, но главные ценности у всех едины. И сегодня мы постараемся выяснить, какие они. Но для начала предлагаю вам игру, что бы немного взбодрится и настроится на рабочий лад.
Упражнение 1. « Рисунки на спине» 10 минут.
Цели: Это своеобразная и увлекательная игра, способствующая развитию у детей фантазии и тонкости восприятия. Кроме того, эта игра обеспечивает определенный уровень физической и психологической близости между детьми. Группа сплачивается, дети становятся бодрыми и веселыми. Это упражнение может послужить хорошей подготовкой к тематическим занятиям, требующим от детей определенной интуиции. Когда дети в достаточной степени овладеют игрой, они смогут использовать в ней любые образы.
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по четыре человека в каждой. (Тем временем Вы сами встаньте в центре класса). Теперь мы все вместе образуем одну гигантскую звезду. Каждая группа должна стать одним из лучей этой звезды, для этого вам нужно будет сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись спиной ко мне. Последний ребенок каждой подгруппы должен оказаться примерно в метре от меня.
А сейчас я объясню вам, что мы будем делать. Я подзову каждого из сидящих ближе всего ко мне детей и прошепчу им всем одновременно, что им нужно будет нарисовать на спине сидящих перед ними учеников. Второй ребенок в ряду постарается "прочитать" своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Когда картинка "дойдет" до ребенка, сидящего в вершине своего луча, он должен будет быстро подбежать ко мне и прошептать на ухо, что за рисунок "дошел" до него. Для рисования вы можете использовать только указательный палец. Рисовать вам нужно очень тщательно и быстро, потому что группа, которая первой решит задачу, в этот раз побеждает и получает право придумать и сообщить мне рисунок, который вы будете рисовать в следующий раз. После каждого кона ребенок, сидевший в вершине луча, то есть дальше всех от меня, садится в основании луча, а все остальные сдвигаются на одно место вперед.
Нужно сделать так, чтобы сначала дети предлагали не слишком сложные рисунки. Наиболее надежными вариантами могут быть: круг, треугольник, дом, солнце, луна или месяц, дерево, цветок или ваза...
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе было "видеть" картины спиной?
— Ты был доволен своей командой?
— Хорошо ли понимал твой партнер нарисованные тобой картины?
Упражнение 2. Дискуссия – обсуждение истории « богатство» 20 минут.
Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, создания приоритета духовного над материальным.
Описание: вниманию класса предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди!
Она была занята и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие потрепанные сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячее какао.
Они оба, не сказав не слова, последовали за ней. Мокрые сандалии оставляли на палу. Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом- разбирала счета.
Ее удивила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда. Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
- Леди, вы богаты?
-Богата ли я? Нет! – на свой потертый коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - в ее голосе звучали нотки голода, но не того от которого болит живот, а какого-то другого.
Вскоре дети ушли.
Незамысловатые дешевенькие голубые чашки блюдца…. Но они подходят друг к другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и гребной соус, крыша над головой, хороший муж с надежной работой, здоровые дети – все это тоже подходит друг другу.
Она убралась в гостиной, но отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там – на тот случай, если когда ни будь забудет, как она богата на самом деле.
Обсуждаются вопросы:
О чем эта притча?
О каких именно ценностях повествует притча?
Что вам кажется более ценным? Почему?
Слова ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, является по-настоящему ценным. Материальное - приходящее. Истинные ценности не связанны с духовной ориентацией человека.
Слова ведущего: Мы с вами правили большую работу и много размышляли сейчас самое время дать мыслям отдохнуть, а телу подвигаться.
Упражнение 3. «Танец в круге» 15 минут.
Цель: Формирование групповой сплоченности, завершение занятия в форме ритуала.
Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка (танцевальная, с этническим каламитом, предпочтительнее - в умеренном темпе или медленная) и, следуя ее ритму, участники размыкают руки и начинают спонтанно двигаться – сначала стоя на месте и используя лишь некоторый части тела (например, руки), а затем –медленно перемещаясь по кругу и задействуя по возможности все части тела. Каждый может привносить в общий танец свои элементы.
После танца, оставаясь в круге, участники кратко делятся своими впечатлениями от занятия и прощаются друг с другом.
Слова ведущего: Вы, все молодцы очень хорошо поработали. Надеюсь, наше занятие поможет, вам правильно расставить приоритеты в жизни и уводить истинные ценности которые не зависят ни от времени ни от национальности ни от социального статуса. Желаю хорошего дня до свидание.
Список литературы:
А. И. Копытин Е.Е. Свистовская Арт-терапия детей и подростков издание 2-е, стереотипное Москва Когото – Центр 2014
Клаус Фопель «Как научить детей сотрудничать?» психологические игры и упражнения практическое пособие для педагогов и школьных психологов часть 4 Москва «ГЕНЕЗИС» 1999.
Сирота Н.А., Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Программа «ЛадьЯ».