kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг для детей младшего школьного возраста "Толерантность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель тренинга: формирование у детей младшего школьного возраста установки на толерантное поведение.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для детей младшего школьного возраста "Толерантность"»



Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям

«Семья»



ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ



Тренинг для детей младшего школьного возраста

Материал подготовила

психолог высшей квалификационной категории

Е.А.Новоторцева


2019 год



Цель тренинга: формирование у детей младшего школьного возраста установки на толерантное поведение.

Задачи:

- познакомить детей с понятием «толерантность»;

- раскрыть характеристику толерантного поведения, показать его значимость для межличностного общения;

- воспитывать толерантное отношение к особенностям других людей;

- развитие коммуникативных навыков, в частности, умения слушать другого,

Понятие «толерантность» Толерантность – это терпимость, принятие человека таким, какой он есть. Толерантность имеет свою историю. На рубеже XVIII – XIX вв. во Франции жил некто Талейран Перигор. Он был министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, уважительно относящийся к людям, искавший решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

Принципы толерантности:

- сотрудничество, партнерство;

- готовность мириться с чужим мнением;

- уважение человеческого достоинства;

- уважение прав других;

- принятие другого таким, какой он есть;

- способность ставить себя на место другого;

- уважение права быть другим, отличаться;

- признание равенства;

- терпимость к чужому мнению, верованиям и поведению;

- отказ от причинения вреда и насилия.

Международный день толерантности ежегодно празднуется 16 ноября.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…» Участники садятся в круг. Выбирается водящий, который первым произносит фразу «Мы с тобой похожи тем, что…» Например, тем, что живем на планете Земля; тем, что учимся в одном классе» и т.д. Когда полностью пройден круг, участники начинают на обратный вопрос: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например, у нас разный цвет глаз, волос, рост и т.д.

Упражнение «Набор качеств». Раздражение, агрессивность, равнодушие, доброжелательность, доверие, высокомерие, умение управлять собой, зависть, обидчивость, упрямство, сострадание, сотрудничество, умение прийти на помощь, воспитанность, способность защитить, подозрительность, общительность, доброта, справедливость, резкость, конфликтность, вежливость, лицемерие, придирчивость, выдержка, душевность, уживчивость. Предложенные качества необходимо разделить на качества, относящиеся к понятию «толерантность» и качества, которые не относятся толерантному поведению.

Упражнение «Обсуждение ситуаций».

Ситуация 1. Маша и Катя пришли во двор. Мальчишки играли там в футбол. Девочки тоже стали проситься поиграть, но мальчишки стали смеяться и говорить, что у них ничего не получится. Девочки расстроились и передумали играть.

Ситуация 2. Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. Ребята смеются над ним и передразнивают.

Ситуация 3.Сестра Иры прикована к инвалидной коляске. Ира пригласила одноклассников к себе домой на день рождения. Они увидели ее сестру и быстро засобирались по домам. На следующий день весь класс обсуждал сестру Иры.

Ситуация 5. Амина – мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и платок на голове. Другие девочки смеются над ней.

Ситуация 6. В международном лагере Эдик подружился с одним мальчиком. Теперь его новый друг приезжает в Москву и хочет прийти к Эдику в гости. Каковы будет реакция родителей Эдика, когда они узнают, что его друг – негритенок?

Упражнение «Сказка по кругу». Участникам тренинга предлагается тема сказки. Затем по очереди, держа в руках «волшебную» палочку, огни сочиняют сказку. 
Психолог начинает её, говоря первое предложение, дети поочерёдно продолжают её. В конце проводится обсуждение: понравилась ли им придуманная сказка? что они чувствовали, говоря по кругу? хотели бы они поправить другого в момент придумывания сказки? легко ли было составлять сказку?

Сказка о толерантности.

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
- Фу, какая ты уродина. Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк!
Лошадь фыркнула и сказала:
- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные горбы у тебя на спине!
Спорили они, спорили, кто из них уродливее, и решили пойти к мудрецу, который жил в отдалённой хижине. Выслушал их мудрец и спросил у лошади:
- Скажи, ты могла бы идти неделю или две без воды и пищи?
- Нет, – ответила лошадь.
- А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира... Посмотри, как он красив, как гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо. 
Затем мудрец обратился к верблюду:
- А ты, друг, можешь скакать так быстро, как лошадь?
- Нет, – ответил верблюд. Мудрец сказал:
- Посмотри, как красива лошадь, когда летит она, подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и примирились.

Упражнение «Пассажиры поезда». Участники делятся на три группы, каждая из которых получает список людей – пассажиров поезда. Нужно отметить не менее трех человек, с которыми они меньше всего хотели бы оказаться в одном вагоне, трех самых предпочтительных попутчиков.

Цыганка

Скинхед

Кавказец-мусульманин

Человек из деревни с большим мешком

Студент-африканец

Неопрятно одетая женщина с маленькими детьми

15-летний подросток, похожий на наркомана

Бывший заключенный

Человек в национальной одежде

Инвалид-колясочник

Китаец, который ест сильно пахнущую еду

Человек, говорящий на непонятном языке либо объясняющийся знаками

Завершив работу, все объединяются в общий круг, и начинается обсуждение. Трудно ли прийти к единому мнению? Почему у разных групп оказались разные ответы? Каковы причины нежелания ехать с выбранными людьми в одном купе? Насколько обоснованы чувства? Какие это чувства? Что мы можем поделать с данными чувствами в таких случаях? Как вы думаете, может ли кто-то не захотеть ехать с вами в одном вагоне? Как бы вы поступили, если бы на самом деле оказались рядом с неприятным вам человеком?

Завершение тренинга. Упражнение «Линейка». «Давайте проверим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно неприятие, отвержение других, представление о том, что только ты, твоя страна и традиции лучше всех. У окна встаньте те, кто считает, что для толерантного человека свойственно полное принятие мнения других. Вы можете также занять промежуточное положение, ближе к двери либо к окну. (Далее проводится опрос участников тренинга о причинах их выбора). Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое собственное мнение, но в то же время с уважением относится к мнению других.

Использованная литература:

  1. С.В.Кривцова. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. – М.: Генезис, 2012.

  2. Сборник тренинговых занятий по формированию толерантности у младших подростков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг для детей младшего школьного возраста "Толерантность"

Автор: Новоторцева Екатерина Аркадьевна

Дата: 23.07.2019

Номер свидетельства: 517025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Ситуативные технологии "
    ["seo_title"] => string(26) "situativnyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "127788"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415375670"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проблема социализации подростка "
    ["seo_title"] => string(34) "probliema-sotsializatsii-podrostka"
    ["file_id"] => string(6) "111030"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406916421"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства