Прсихологическое занятие по профилактике и выявлению проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ).Основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Только ты сам, для себя выбирай»»
ГКОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении «Далматовская санаторная школа - интернат», педагог – психолог Кашеварова Н.В., 1.12.2017г
Тема: «Только ты сам, для себя выбирай»
Цель занятия:
Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);
Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Задачи занятия:
Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
Изменение отношения детей к зависимости от наркотика;
Формирование мотивации к сохранению здоровья. Организационные аспекты:
Участвуют учащиеся с 5 – 9 класс;
Ведет занятие - педагог - психолог.
Методика проведения занятия (ход занятия)
1. В начале тренингового занятия педагог - психолог знакомит участников с целями, задачами занятия и правилами групповой работы:
Общение по принципу «здесь и теперь»: Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Правило «микрофона», т.е. «один говорит (тот, у кого воображаемый микрофон), остальные слушают».
Конфиденциальность всего происходящего: Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
Персонификация высказываний: Безличные слова и выражения типа «Большинство людей считают, что...», «Некоторые из нас думают...» заменяем на «Я считаю, что...», «Я думаю...». По - другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому - то.
Запрет на диагнозы и оценку.
Искренность в общении: Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
2. Разминочное упражнение «Я – какой?»
Цель: установить контакт, снять эмоциональное напряжение у участников группы, настроить на продуктивную групповую деятельность. По кругу участники называют свое имя и качество характера на первую букву имени (Иван – интеллектуальный).
Начинающий называет свое имя, качество, сосед – сначала повторяет имя-качество начавшего это упражнение, затем говорит свое имя и качество. Упражнение проводится по типу «снежный ком».
3. Игра «Спорные утверждения»
Цель: игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику уточнить свои взгляды на проблему зависимости. Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «совершенно согласен», «согласен, но с оговорками», «не согласен », «не имею точного мнения». Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорное утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по предложению ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение. Примеры спорных утверждений:
Наркомания – это преступление;
Легкие наркотики безвредны;
Наркотики повышают творческий потенциал;
Наркомания – это болезнь;
У молодых людей возникает множество проблем из-за наркотиков;
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
Наркомания излечима;
Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»;
Люди, употребляющие наркотики, часто не осознают, что зависят от них;
С наркотической зависимостью можно справиться без родителей;
Наркоманы часто умирают от СПИДа;
Попасть в зависимость от наркотиков можно только после многократного их употребления;
По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет;
Наркоман может умереть и от малой дозы наркотика;
Продажа наркотиков не преследуется законом;
Наркоманы – это не люди;
Легкие наркотики можно разрешить.
4. Игра «Отдай самое дорогое»
Цель: помочь детям осознать возможные потери при возникающей зависимости, сместить фокус ценностных ориентаций. Участникам предлагается написать на цветных бумажках по очереди:
«свое увлечение», хобби;
«самый дорогой предмет» (имеется ввиду дорогой и «по сердцу», и по цене);
«дорогого человека»
Далее ведущий в роли «наркотика» (на груди надпись «наркотик») предлагает участникам свою дружбу, описывая все мифологические прелести потребления ПАВ. Но за эту дружбу надо платить, и Наркотик предлагает участникам поочередно отказаться («отдай, подари мне …») увлечения, затем дорогую вещь, а потом и дорогого человека («зачем они тебе, ведь у тебя есть я») Рефлексия игры: обмен мнениями, чувствами (Какие чувства ты испытал? Что ты мог бы отдать? Почему?).
5. Игра «Страшноватый суд» (вариант игры И. Вачкова)
Цель: переосмысление своего отношения к наркомании. Игра относится к классу игр на получение обратной связи. Итак, закончив свой земной путь, душа наркомана предстает на высший суд перед Богом. Место прокурора, обвинителей занимают темные ангелы, места защиты – светлые ангелы. Задача темных ангелов обвинить Душу, подчеркнуть ее негативные стороны и социально неодобряемые поступки, «заполучить» Душу к себе в ад. Задача светлых ангелов – подчеркнуть положительные черты Души и убедить Бога отпустить Душу в рай. Желательно обставить игровое поле атрибутами рая и ада. Поскольку все же имеет место небольшое нарушение правила безоценочности, то в «цветных», игровых условиях оно воспринимается участниками без особых болезненных эффектов. Перед началом игры участники делятся на две команды для совместного составления «судьбы» почившего наркомана. Оба тренера работают с командами, каждый в своей. В случае необходимости можно предложить участникам подсказку - факторы, которые подталкивают подростков к потреблению наркотиков.
Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками
В семье:
Родители сами употребляют алкоголь или наркотики;
Родители конфликтуют между собой. Ребенку в семье неуютно;
Между членами семьи отсутствует эмоциональная близость, взаимопонимание;
Стиль воспитания в семье: или «вседозволенность», или «ежовые рукавицы». В обществе:
Социальная нестабильность в стране, безработица, как следствие, много асоциальных семей;
Нет жестких законов о потреблении и распространении наркотиков;
Потребление наркотиков, алкоголя – «норма» для окружения;
Нет представления в обществе о жизненных ценностях, для чего живем.
Особенности личности:
Низкая самооценка;
Неумение отстаивать свою позицию, внушаемость;
Деформированная система ценностей;
Низкая стрессоустойчивость, впечатлительность;
Склонность к риску («а дай попробую, что будет…»);
Завышенная самооценка («захочу, брошу»). Игра начинается, когда будет готов участник от команды с рассказом о своей судьбе-истории «дружбы» с наркотиками. Все участники высшего суда: Бог, темные и светлые ангелы заслушивают историю жизненного пути наркомана. После начинается сам суд. Бог по своему усмотрению предоставляет слово сторонам защиты и обвинения, после чего выносит вердикт, отправляет Душу в рай или ад. Таким же образом обыгрывается и вторая судьба, вариант другой команды, причем желательно ангелам, Богу поменяться местами. Обязательно в конце игры проводится рефлексия: В какой роли ты участвовал? Что показалось тебе трудным, приятным в этой роли? В какой роли играть было труднее? Что ты чувствовал, когда обвинял (защищал) наркомана? Что чувствовала сама Душа? Тебе не жалко наркомана?
6. Занятие заканчивается словами о том, что мы сегодня ознакомились с большим объемом информации про потребление наркотиков. Это были факты, чувства, мнения, переживания отдельных участников. Сейчас главное - всегда помнить, что выбор, а следовательно, и ответственность за все, что случиться с тобой и твоими близкими после «дружбы» с наркотиками, за тобой!
7. Изготовление стенгазеты: «Мы за здоровый образ жизни»
Литература 1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Ось-89, 2000.
2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. – М: ТЦ Сфера, 2002.
3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд-во "Образование и культура", СПб, 2003.
4. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.
5. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных педагогов. – М: Фирма Вариант, 2003.