kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Только ты сам, для себя выбирай»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прсихологическое занятие по профилактике и выявлению  проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ).Основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Только ты сам, для себя выбирай»»

ГКОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении «Далматовская санаторная школа - интернат», педагог – психолог Кашеварова Н.В., 1.12.2017г



Тема: «Только ты сам, для себя выбирай»

Цель занятия:

  • Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);

  • Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
    Задачи занятия:

  1. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;

  2. Изменение отношения детей к зависимости от наркотика;

  3. Формирование мотивации к сохранению здоровья.
    Организационные аспекты:

  • Участвуют учащиеся с 5 – 9 класс;

  • Ведет занятие - педагог - психолог.

Методика проведения занятия (ход занятия)

1. В начале тренингового занятия педагог - психолог знакомит участников с целями, задачами занятия и правилами групповой работы:

  • Общение по принципу «здесь и теперь»: Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

  • Правило «микрофона», т.е. «один говорит (тот, у кого воображаемый микрофон), остальные слушают».

  • Конфиденциальность всего происходящего: Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

  • Персонификация высказываний: Безличные слова и выражения типа «Большинство людей считают, что...», «Некоторые из нас думают...» заменяем на «Я считаю, что...», «Я думаю...». По - другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому - то.

  • Запрет на диагнозы и оценку.

  • Искренность в общении: Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.


2. Разминочное упражнение «Я – какой?»

Цель: установить контакт, снять эмоциональное напряжение у участников группы, настроить на продуктивную групповую деятельность.
По кругу участники называют свое имя и качество характера на первую букву имени (Иван – интеллектуальный).

Начинающий называет свое имя, качество, сосед – сначала повторяет имя-качество начавшего это упражнение, затем говорит свое имя и качество. Упражнение проводится по типу «снежный ком».

3. Игра «Спорные утверждения»

Цель: игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику уточнить свои взгляды на проблему зависимости.
Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «совершенно согласен», «согласен, но с оговорками», «не согласен », «не имею точного мнения».
Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорное утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по предложению ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение.
Примеры спорных утверждений:

  • Наркомания – это преступление;

  • Легкие наркотики безвредны;

  • Наркотики повышают творческий потенциал;

  • Наркомания – это болезнь;

  • У молодых людей возникает множество проблем из-за наркотиков;

  • Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;

  • Наркомания излечима;

  • Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»;

  • Люди, употребляющие наркотики, часто не осознают, что зависят от них;

  • С наркотической зависимостью можно справиться без родителей;

  • Наркоманы часто умирают от СПИДа;

  • Попасть в зависимость от наркотиков можно только после многократного их употребления;

  • По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет;

  • Наркоман может умереть и от малой дозы наркотика;

  • Продажа наркотиков не преследуется законом;

  • Наркоманы – это не люди;

  • Легкие наркотики можно разрешить.

4. Игра «Отдай самое дорогое»

Цель: помочь детям осознать возможные потери при возникающей зависимости, сместить фокус ценностных ориентаций.
Участникам предлагается написать на цветных бумажках по очереди:

  • «свое увлечение», хобби;

  • «самый дорогой предмет» (имеется ввиду дорогой и «по сердцу», и по цене);

  • «дорогого человека»

Далее ведущий в роли «наркотика» (на груди надпись «наркотик») предлагает участникам свою дружбу, описывая все мифологические прелести потребления ПАВ. Но за эту дружбу надо платить, и Наркотик предлагает участникам поочередно отказаться («отдай, подари мне …») увлечения, затем дорогую вещь, а потом и дорогого человека («зачем они тебе, ведь у тебя есть я»)
Рефлексия игры: обмен мнениями, чувствами (Какие чувства ты испытал? Что ты мог бы отдать? Почему?).

5. Игра «Страшноватый суд» (вариант игры И. Вачкова)

Цель: переосмысление своего отношения к наркомании. Игра относится к классу игр на получение обратной связи.
Итак, закончив свой земной путь, душа наркомана предстает на высший суд перед Богом. Место прокурора, обвинителей занимают темные ангелы, места защиты – светлые ангелы. Задача темных ангелов обвинить Душу, подчеркнуть ее негативные стороны и социально неодобряемые поступки, «заполучить» Душу к себе в ад. Задача светлых ангелов – подчеркнуть положительные черты Души и убедить Бога отпустить Душу в рай. Желательно обставить игровое поле атрибутами рая и ада. Поскольку все же имеет место небольшое нарушение правила безоценочности, то в «цветных», игровых условиях оно воспринимается участниками без особых болезненных эффектов.
Перед началом игры участники делятся на две команды для совместного составления «судьбы» почившего наркомана. Оба тренера работают с командами, каждый в своей. В случае необходимости можно предложить участникам подсказку - факторы, которые подталкивают подростков к потреблению наркотиков.

Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками

В семье:

  • Родители сами употребляют алкоголь или наркотики;

  • Родители конфликтуют между собой. Ребенку в семье неуютно;

  • Между членами семьи отсутствует эмоциональная близость, взаимопонимание;

  • Стиль воспитания в семье: или «вседозволенность», или «ежовые рукавицы».
    В обществе:

  • Социальная нестабильность в стране, безработица, как следствие, много асоциальных семей;

  • Нет жестких законов о потреблении и распространении наркотиков;

  • Потребление наркотиков, алкоголя – «норма» для окружения;

  • Нет представления в обществе о жизненных ценностях, для чего живем.


Особенности личности:

  • Низкая самооценка;

  • Неумение отстаивать свою позицию, внушаемость;

  • Деформированная система ценностей;

  • Низкая стрессоустойчивость, впечатлительность;

  • Склонность к риску («а дай попробую, что будет…»);

  • Завышенная самооценка («захочу, брошу»).
    Игра начинается, когда будет готов участник от команды с рассказом о своей судьбе-истории «дружбы» с наркотиками. Все участники высшего суда: Бог, темные и светлые ангелы заслушивают историю жизненного пути наркомана. После начинается сам суд. Бог по своему усмотрению предоставляет слово сторонам защиты и обвинения, после чего выносит вердикт, отправляет Душу в рай или ад. Таким же образом обыгрывается и вторая судьба, вариант другой команды, причем желательно ангелам, Богу поменяться местами.
    Обязательно в конце игры проводится рефлексия: В какой роли ты участвовал? Что показалось тебе трудным, приятным в этой роли? В какой роли играть было труднее? Что ты чувствовал, когда обвинял (защищал) наркомана? Что чувствовала сама Душа? Тебе не жалко наркомана?

6. Занятие заканчивается словами о том, что мы сегодня ознакомились с большим объемом информации про потребление наркотиков. Это были факты, чувства, мнения, переживания отдельных участников. Сейчас главное - всегда помнить, что выбор, а следовательно, и ответственность за все, что случиться с тобой и твоими близкими после «дружбы» с наркотиками, за тобой!

7. Изготовление стенгазеты: «Мы за здоровый образ жизни»

Литература
1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Ось-89, 2000.

2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. – М: ТЦ Сфера, 2002.

3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд-во "Образование и культура", СПб, 2003.

4. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.

5. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных педагогов. – М: Фирма Вариант, 2003.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Только ты сам, для себя выбирай»

Автор: Кашеварова Наталья Викторовна

Дата: 02.12.2017

Номер свидетельства: 441777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Родителям о методике Марии Монтессори"
    ["seo_title"] => string(38) "roditeliam_o_metodike_marii_montessori"
    ["file_id"] => string(6) "512779"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1559191466"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Классный час "Мы выбираем, нас выбирают" "
    ["seo_title"] => string(40) "klassnyi-chas-my-vybiraiem-nas-vybiraiut"
    ["file_id"] => string(6) "176383"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424411732"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Открытое занятие  "ЧЕМОДАН ЛИДЕРА" на муниципальный этап всероссийского конкурса "Учитель года -2014". Номинация "Педагог дополнительного образования  " "
    ["seo_title"] => string(160) "otkrytoie-zaniatiie-chiemodan-lidiera-na-munitsipal-nyi-etap-vsierossiiskogho-konkursa-uchitiel-ghoda-2014-nominatsiia-piedaghogh-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "245398"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446125147"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Классный час, посвященный проблеме  самоутверждения в подростковом возрасте в 11 классе   «Я утверждаю Себя» "
    ["seo_title"] => string(122) "klassnyi-chas-posviashchiennyi-probliemie-samoutvierzhdieniia-v-podrostkovom-vozrastie-v-11-klassie-ia-utvierzhdaiu-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "235755"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443811345"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Классный час "Выбирая спорт, выбираем здоровье" "
    ["seo_title"] => string(48) "klassnyi-chas-vybiraia-sport-vybiraiem-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "109051"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404065842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства