статья "Семья и школа: детство без жестокости и насилия. "
Статья "Семья и школа: детство без жестокости и насилия. "
Родительское собрание проводилось в рамках республиканской компании "детство без жестокости и насилия". В СШ № 26 г. Актобе среди 4-х классов. в присутствии родителей хотелось рассказать и раскрыть тему что же такое насилие и поговорить о его видах. Помочь родителям в воспитании их детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Семья и школа: детство без жестокости и насилия. " »
Семья и школа: детство без жестокости и насилия.
Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы-перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов
Насилие-актуальная проблема современного общества и его последствия. Родительские собрания «Детство без насилия» проводились в рамках республиканской компании «Детство без жестокости и насилия», посвященной 20 ноября – Всемирному дню прав ребёнка среди учащихся 4-х классов СШ № 26, в присутствии родителей, социального педагога, психолога школы. Хотелось рассказать родителям о том, что же такое насилие. Ведь оно бывает не только физическим, как нам сразу приходит в голову, но и психологическим, и пренебрежительным, и сексуальным. Услышать от родителей в какой атмосфере они стараются воспитывать своих детей. Помочь родителям выбрать верное решение в воспитании детей.
Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и моральной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического насилия, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания. Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие родители, матери-одиночки, лица с низким образованием и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупаться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и эффективный путь: физическое насилие. Последнее чаще всего применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. СООСД наблюдается в 3 раза реже к девочкам, чем к мальчикам. Последние более подвижны, своим бегом и криками раздражают родителей.
Психологом школы было проведено анкетирование учащихся 4- ых классов. Очень многие дети ответили, что родители очень часто повышают на них голос, ругают, не всегда согласны с их выбором, с их мнением. С точки зрения психологии это называется психологическим насилием. Результаты анкетирования и примеры прочитанные из жизни глядя в глаза родителям думаю…заставили задуматься!
Обнять, прижать, потормошить … Разговаривала однажды с одним немолодым уже человеком. Он вспоминал своё детство. Оттуда, из детства, в котором было немало лишений, шел, тем не менее ясный, согревающий свет. Он озарял лицо моего собеседника, рассказывающего вроде о вещах, далеко не радостных. Довоенные годы были тяжелыми для семьи. Отец был в заключении, работал где-то недоступно далеко на строительстве Беломор-канала. Пятеро сыновей остались на руках одной матери, да и ее целыми днями не было: пошла работать продавцом. Младшему в семье, моему рассказчику было 3 года. Босоногие, голодные мальчишки были предоставлены сами себе. Многие взрослые вспоминают детство в романтическом свете, со сладкой щемящей тоской. В словах этого мужчины была не только грусть по ушедшему и невозвратному, но ясно обозначился тот источник, из которого шёл свет. Приходила мама усталая, но такая нежная, мягкая, целовала в головы своих грязных до неузнаваемости сыновей и с неизбежным постоянством, зарываясь в наши вихры, счастливо задохнувшись, повторяла: «Головушки у детушек пахнут солнышком». Наверное, у этой матери, которую спустя десятилетия помнят и преданно любят, глубоко уважают постаревшие уже сыновья, были и другие секреты воспитания. Но и это одно уже не мелочь.
Спустя годы поменялось не только время, но и отношение людей, детей и родителей. Дети стали относиться к своим родителям совсем по иначе. У психологов есть понятие тактильного голода. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, поцеловать, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно) или потрясти тяжёлой отцовской рукой за холку. Этого не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся всё закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Говорю это не голословно. Знаю многие и многие семьи, где боязнь избаловать детей вытесняет родительскую ласку, а призывы относиться к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально. Однажды я случайно услышала, как одна старушка рассказывала другой: «По телевизору говорили, что если не гладить никогда ребенка по головке, то сухотка спинного мозга наступит». Не знаю, что такое «сухотка спинного мозга», но думаю, что ничего страшного со спинным мозгом всё-таки не произойдет. И пусть смешна подобная народно-наукообразная интерпретация, но в ней для всех нас, родителей, предупреждение: не лишать наших детей, растущих в семье, главного преимущества семьи.
В нашем стремлении воспитывать правильно, не стараться уподоблять наше общение с ребенком общению учителя и ученика. Учитель, в первую очередь, обращается к мысли ребенка, а мы, родители, к душе. Учитель спросит у ученика: «Что ты понял из прочитанного?». А мама с сыном заплачут на последних страницах «Белого пуделя», прижмутся друг к другу, и ничего не надо будет говорить. И, может быть, воспоминания об этом горько сладком миге останутся с сыном надолго, уйдут с ним во взрослую жизнь и будут волновать сердце внезапной теплой волной до седин. А память, которая, к сожалению, не удержит многое из времени детства, этот миг сохранит, и через десятилетия воспроизведет в точности ощущение мягких, но надежных маминых рук, прижимающих и ласкающих.
Нужно помнить каждому родителю:
Не пытайтесь сделать из ребенка самого–самого.
Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Перестаньте употреблять угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы.
Говорите с детьми наедине.
Не предъявляйте к ребенку чрезмерных требований.
Умейте принять и любить своего ребенка таким, каков он есть.
Давайте подарим детям такие ощущения, чтобы остаться с ними на всю жизнь!