kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сплочение детского коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

В загородном оздоровительном лагере отряды формируются в соответствии с возрастом. организуеся коллектив из ранее незнакомых друг с другом ребят. наиболее сложный возраст, по моему опыту, это подростки 13-15 лет. Одна смена в лагере длится 21 день. Первые несколько дней ребята знакомятся друг с другом. Межличностные отношения складываются стихийно, по симпатиям. Задача воспитателя-вожатого организовать всех ребят вокруг общего дела (идеи). Чем раньше разнородная масса детей «превратится» в организованный коллектив, где межличностные отношения будут определяться по отношению к делу, тем благоприятнее сложится психологический климат и соответственно, интересней и плодотворней пройдёт  смена в летнем лагере.

Данная разработка поможет воспитателям-вожатым справиться с проблемой сплочения отряда за короткое время.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сплочение детского коллектива »

Сплочение отряда в загородном оздоровительном лагере

(подростки 13-15 лет)


Составитель педагог-психолог Злобина Ирина Петровна

МБОУ «СОШ № 10» г. Краснотурьинска Свердловской области


Пояснительная записка


Одна смена в лагере длится 21 день. Первые несколько дней ребята знакомятся друг с другом. Межличностные отношения складываются стихийно, по симпатиям. Задача воспитателя-вожатого организовать всех ребят вокруг общего дела (идеи). Чем раньше разнородная масса детей «превратится» в организованный коллектив, где межличностные отношения будут определяться по отношению к делу, тем благоприятнее сложится психологический климат и соответственно, интересней и плодотворней пройдёт смена в летнем лагере.

Данная разработка поможет воспитателям-вожатым справиться с проблемой сплочения отряда за короткое время.


Комплекс упражнений.


1 день. Официальное знакомство.

Дети садятся по кругу, передают по кругу мягкую игрушку (красивую, с доброй мордочкой, приятную на ощупь), и говорят: «Меня зовут (своё имя), мне нравится… (лето, апельсины, играть в компьютер, кошки и т.д.).

В первый день необходимо всем ребятам рассказать о правилах, нормах и требованиях лагерной жизни. Лучше, если ребята попробуют сами выработать требования своего коллектива (воспитатель-вожатый корректирует формулировки и фиксирует письменно).

Всех ребят делим на группы через жеребьёвку. Можно написать на маленьких бумажках знаки

положить их в шляпу и тянуть по очереди. В соответствии с выпавшим знаком формируются группы с одинаковыми знаками. Например, группа ребят с , группа ребят с и т. д.

Далее всем группам дают задания:

  1. Составить примерный режим дня (подъём, зарядка, завтрак….отбой). Отводится небольшое количество времени для обсуждения, ребята выбирают одного-двух, которые представят свой проект режима. Побеждает та группа, которая наиболее точно составит режим дня.

  2. Задание разработать свод обязанностей и прав для всех ребят. Оценивается адекватность и позитивность.

  3. Разработать «Кодекс вежливости». Оценивается максимальное количество предложений, т.е. с учётом таких фраз «Вы сегодня прекрасно выглядите», «Я рад встрече с вами».

  4. Конкурс художников: на одном плакате в каждой группе дети рисуют все вместе (лето, лагерь, счастье, праздник и т.п.). Обязательно сделать выставку этих плакатов.

  5. В заключении можно хором громко крикнуть: «Здравствуй лагерь!!!» и/или «Мы счастливы!!!»

Для всех задание на следующий день: внести свои предложения для названия отряда, девиза, песни.

Во время выполнения заданий следует наблюдать за детьми, выявляя лидера. В процессе общения дети определяются со своим статусом в группе. Лидером является не тот ребёнок, который пытается управлять или больше всех кричит, а тот к которому другие ребята обращаются за помощью, у которого ищут одобрение или ожидают его мнения.

  1. день

После завтрака и уборки комнат продолжаем занятия по сплочению отряда.

  1. Приветствие.

Дети садятся по кругу. Предлагается передавать по кругу сердечко со словами «(имя ребенка), я очень рада тебя видеть!» (каждый ребенок называет имя соседнего с ним).

  1. Сегодня необходимо выбрать командира и актив отряда, определиться с названием, девизом и т.д. Далее выслушать предложения ребят и выбрать голосованием или убеждением наиболее подходящее.

  2. Упражнение «Список качеств, важных для общения»

Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.
Инструкция: «На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.

На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на большом листе бумаги.

На третьем этапе каждый записывает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения. Он может иметь следующий вид:

Список качеств, важных для общения:

    • Умение слушать;

    • Тактичность;

    • Умение убеждать;

    • Интуиция;

    • Наблюдательность;

    • Душевность;

    • Энергичность;

    • Открытость.

Затем каждый из отряда по 10-бальной шкале оценивает наличие у себя, перечисленных качеств».

  1. «Аплодисменты»

Инструкция. Один из ребят встаёт в центр круга и хлопает в ладоши, далее он выбирает из всех себе друга и они вдвоём хлопают в ладоши. Второй выбирает третьего и так далее. Последнему человеку, которого возьмут в общий круг достанутся самые сильные аплодисменты.

Вечером необходимо провести итоги дня. Высказаться коротко может каждый. Не должно быть длинной речи воспитателя или отдельных ребят. Необходимо создать доверительную атмосферу.

Рефлексивный круг. Для всех ребят устанавливаются правила группы, они должны быть всем понятны и всеми приняты. Например:

- правило конфиденциальности,

- правило доброжелательности,

- правило активного участия каждого,

- правило «Я-высказываний».

В ходе анализа должны прозвучать ответы на вопросы:

  • Что значит этот день для меня?

  • Что мне особенно понравилось?

  • Где я не сумел себя проявить и почему?

  • В чём я испытываю трудности?

  • Что я сегодня сделал для отряда или для друга?

  • Что я предлагаю на будущее?

  1. день

В процессе развития сплочённости отряд обязательно проходит период спада и ухудшения личных взаимоотношений. Поэтому для анализа в дальнейшем конфликтных ситуаций можно провести следующие упражнения.

  1. «Айсберг».

Для формирования групп по 5 – 6 человек предлагается следующий игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны. Ребятам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются группы с жетонами одинакового цвета. Задача на этом этапе – определить в своих группах причины возникновения ссор. После работы в группах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.
В процессе обсуждения необходимо прийти к идее трех составляющих, которые приводят к конфликту: неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Эту идею лучше довести до участников через образ айсберга, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой. Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.

  1. «Акулы» 

Материалыдва листа бумаги. Отряд делится на 2 – 4 команды. Всем предлагается вообразить себя в ситуации, когда корабль, на котором они плыли, потерпел крушение, и все находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул (каждая команда имеет свой «островок» – лист бумаги, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды). 
Капитан (ведущий), увидев «акулу», должен крикнуть «Акула!». Задача ребят – быстро попасть на свой островок .

После этого игра продолжается – люди покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист бумаги наполовину. 
По второй команде «Акула!» задача игроков – быстро попасть на остров и при этом «сохранить» наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на «острове», выходит из игры. Игра продолжается: «остров» покидается до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде «Акула!» задача игроков остается той же. По окончании игры результаты сравниваются: в какой команде осталось больше участников и почему.

  1. «Комплимент» 

Каждому предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.


Вечернее подведение итогов нужно сделать традицией отряда. Анализ прошедшего дня способствует выработке общественного мнения, помогает детям решать межличностные и внутриличностные конфликты, учит ребят давать оценку и самооценку, высказывать собственное мнение, аргументировать, но главное – учит взаимопониманию и приводит отряд к сплочению. Сплочённый коллектив – это «Горящий факел» (по А. Н. Лутошкину) – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других.


Литература

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе /А.Я. Анцупов. М.: ВЛАДОС, 2004.

  2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.

  3. Конфликтология в школе. Учебно-методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений /Под ред. С.В. Баныкиной. – М., 2002.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сплочение детского коллектива

Автор: Злобина Ирина Петровна

Дата: 28.07.2014

Номер свидетельства: 110725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Игры на развитие коммуникативных умений и сплочение детского коллектива. "
    ["seo_title"] => string(81) "ighry-na-razvitiie-kommunikativnykh-umienii-i-splochieniie-dietskogho-kolliektiva"
    ["file_id"] => string(6) "136080"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417023440"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Сплочение детского коллектива как важная педагогическая задача""
    ["seo_title"] => string(68) "splochenie_detskogo_kollektiva_kak_vazhnaia_pedagogicheskaia_zadacha"
    ["file_id"] => string(6) "520151"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568829486"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Проектная деятельность как средство сплочения детского коллектива в школе - интернат VIII вида. "
    ["seo_title"] => string(106) "proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-splochieniia-dietskogho-kolliektiva-v-shkolie-intiernat-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "177516"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424675451"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) ""Игры для сплочения детского коллектива ""
    ["seo_title"] => string(42) "ighrydliasplochieniiadietskoghokolliektiva"
    ["file_id"] => string(6) "318881"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460689684"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Картотека игр на сплочение детского коллектива"
    ["seo_title"] => string(47) "kartoteka_igr_na_splochenie_detskogo_kollektiva"
    ["file_id"] => string(6) "565943"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607415700"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства