«Социально – педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ»
«Социально – педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ»
Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Социально – педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ»»
«Социально – педагогическое сопровождение семьи,
воспитывающей ребенка с ОВЗ»
Социальный педагог МОУ «Майская гимназия»
Кырза Наталья Борисовна
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.
Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванная принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям.
Гармонизация отношений в семье ребенка с особенностями здоровья, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.
Целью социально-педагогического сопровождения является: получение ребенком, и его родителями квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации и реабилитации ребенка в социуме.
Содержание социально – педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.
Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого - педагогической и социальной помощи.
Развитие детско - родительских отношений.
Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо - коррекционный процесс.
Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.
Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки в процессе социализации.
Основные этапы процесса социально - педагогического сопровождения семьи:
1 этап
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
Психолого - педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).
2этап
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», « День матери» и др.)
Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Формы работы с родителями
Коллективные формы взаимодействия:
Общие родительские собрания. Проводятся администрацией образовательного учреждения в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия школы с другими организациями.
Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и педагогами не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач , содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.
Дни открытых дверей. Родители посещают образовательное учреждение, вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.
Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком.
Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско – родительских отношений
2.Индивидуальные формы работы :
Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, социального педагога и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы образовательного учреждения.
Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
Родительский час. Проводится учителями – дефектологами один раз в неделю во второй половине дня с целью информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
« Служба доверия» или « Почтовый ящик» - организация обратной связи для родителей. Работу службы обеспечивают администрация, социальный педагог и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями, отзывами и пожеланиями родителей с целью оперативного реагирования администрации образовательного учреждения на различные ситуации и предложения.
Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.
3.Формы наглядного информационного обеспечения:
Информационные стенды и тематические выставки, литературы, фото. доска объявлений. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с целью информирования родителей об организации коррекционно - образовательной работы в образовательном учреждении.
Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Открытые занятия специалистов и педагогов. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему.
Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования родителей о работе образовательного учреждения и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.
Формирование культурного семейного досуга
Особое место в социально-педагогическом сопровождении семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, занимает организация культурного семейного досуга. С ростом образования, культуры, источников информации, которыми располагает современная семья, увеличиваются возможности разнообразия досуга. В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому детей. Для этого необходимо научить ребенка:
придерживаться установленного режима дня;
распределение трудовых обязанностей в семье;
выполнение простых правил семейного проживания.
В организации культурного досуга большое место занимает телевидение и компьютерные игры. Но неумеренный просмотр телепередач детьми нередко приводит к крайне нежелательным последствиям. У детей портится зрение, вырабатывается «всеядность» информации, притупляется эмоциональное восприятие. Запрещение смотреть все подряд ничего не даст, необходимо стремиться к тому, чтобы семейный просмотр телепрограмм способствовал духовному росту родителей и детей.
В организации досуга огромную роль играет чтение литературы. Как показывают многочисленные социологические исследования, современный уровень читательской культуры у подростков весьма далек от желаемого. Родители редко оказывают помощь детям в выборе литературы, а многие школьники не выбирают книги по совету родителей. Нужно возрождать такую семейную традицию, когда взрослые в общении с детьми открывают им чудеса мира литературы.
Для формирования эмоционального мира детей помогают совместные интеллектуальные игры, к ним относятся географические путешествия, тематические викторины, лингвистические состязания. Пусть увлекательные игры превратятся в семейные традиции.
В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки. Часто бывает, что родители и дети совершают прогулки врозь. Вроде из тактичных соображений – не мешать друг другу. А в результате прогулки детей оказываются отнюдь не безобидные. Хотя почему родители и дети мешают друг другу? Ведь есть и должны быть общие интересы. Это уже зависит идейно-нравственной атмосферы семьи, которую нужно создавать и регулировать.
Очень важно в организации культурного досуга в семье развивать любительские занятия: конструирование, вязание, сбор грибов, рыбалка, выращивание цветов, кулинария, рисование, туризм.
Главное надо воспитывать хорошие привычки культурного отдыха, которые остаются на всю жизнь, если становятся традицией. Создание и поддержание семейно-бытовых традиций и организация культурного досуга в семье – условие формирования успешной личности.
В результате комплексной психолого-педагогической работы родители учатся помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально - волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи, могут дать положительные результаты, способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей.