Просмотр содержимого документа
«Семинар "Профориентация в процессе изучения школьный предметов"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа №32.
Профориентация в процессе изучения школьный предметов
Семинар для педагогов
Валынкина Л. Э.
Кислицына Е. Н.
МБОУ г. Иркутска СОШ № 32
Профориентация через учебный предмет - одно из ведущих направлений профориентации школьников. В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии. Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами.
Предметы естественно-математического цикла преимущественно знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики конкретного экономического региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями.
Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной
направленности, активизируют процесс ее
развития, усиливают воздействие отдельных
социально-экономических факторов
профессионального самоопределения.
Профориентационные занятия для младших школьников направлены на создание у них конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.
Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель-предметник должен:
- знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;
- изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у школьников общественно-значимые мотивы выбора профессии;
- консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.
В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе выделяются следующие этапы работы учителя-предметника:
1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
2.Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы. Подбор соответствующих наглядных пособий.
3.Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического региона.
4.Изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.
5.Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.
6.Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.
7.Углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.
Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока:
а) сообщение учащимся определенных знаний о наиболее массовых профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;
б) информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями - об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах профессионального роста и др.;
в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно - к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;
г) формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, которые бы базировались на осознании социально-экономических потребностей общества, а также на знании психофизиологических особенностей учащихся.
Профориентационный материал должен:
быть органически связан с учебным материалом, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством;
расширять политехнический кругозор учащихся и возможности формирования политехнических умений и навыков, развития технического мышления школьников;
включаться поэтапно в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их развития.
Основными формами и методами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:
беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;
решение различного рода задач с практическим содержанием;
участие в олимпиадах, конкурсах, теоретических конференциях;
просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;
участие школьников в работе клубов «Юный физик» (химик и др.);
экскурсии на предприятия;
встречи со специалистами;
проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов;
оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1. Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Перевод. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор, литработник. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Научный референт. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.
2. Математика. Математика и ее специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Геодезия. Мелиорация. Землеустройство. Смежные области физики, химии и биологии. Научная работа и преподавание.
3. Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Фототехнология. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология. Фотодело.
4. Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.
5. Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование и архитектура. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
6. География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Горное дело. Торфяное производство. Геодезия и картография. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Политическая работа. Внешнеэкономическая деятельность. Дипломатическая работа. Научная работа и преподавание.
7. История. История и её специализации. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.
8. Труд. Специальности дерево- и металлообработки. Строительство. Сантехника. Машиностроение. Текстильные специальности. Основные специальности пищевой промышленности. Швейные и другие специальности бытового обслуживания населения.
9. Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.
10. Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Декоративно-прикладное искусство. Реклама. Полиграфия.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться посредством проведения мини-бесед о профессии, о которой говорится в условии задачи либо при ее решении, а также показать роль и значимость данного предмета в жизни и деятельности людей.
Уроки окружающего мира существенно влияют на решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесник, лесничий, строгальщик в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить анаграмму или кроссворд, в котором по вертикали зашифрована профессия, а по горизонтали – предметы его труда.
На уроках русского языка для младших школьников можно подобрать задания, связанные с определенной профессией. Например, при проведении словарного диктанта можно использовать названия следующих профессий: директор, воспитатель, полицейский, врач, агроном, токарь, учитель, водитель. Школьники записывают слова, ставят ударение и подчеркивают безударные гласные, которые нужно запомнить. Данное задание можно представить в игровой форме.
На уроках литературного чтения знания младших школьников пополняются первоначальными представлениями о том, какую роль играет труд в жизни взрослых.
Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии, которые вносят большой вклад в решение задач трудового воспитания