kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль матери и отца в воспитании ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал позволяет определить роль родителей в воспитании детей. Здесь эффективные рекомендации, примеры, результаты тестирования, яркие картинки.В своей работе я часто использую материал, родителям очень нравится. Советую и вам! Удачи во всех начинаниях!

Цель:

Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка.

Задачи:

Обсудить вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в семье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Роль матери и отца в воспитании ребенка"»

РОЛЬ МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА (слайд 1)

Цель:

Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка.

Задачи:

Обсудить вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей в семье.

Ход проведения собрания:

(Слайд 2)

  • Каждому родителю предлагается выйти и выбрать одну из предложенных на доске пиктограмм, отвечая на вопросы:

  • С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?

  • С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

  • Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?


Родителям предлагается назвать слова, которые они используют при общении с ребенком: чем вы согреваете своего ребенка; назвать ошибки в воспитании, которые они когда-либо совершали . Спасибо всем за участие, а теперь поговорим по теме нашего собрания.


Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока матери.(Слайд 3)

Максим Горький

Участь человека, с момента зачатия, далеко не самая легкая. На протяжении девяти месяцев ребенок развивается, растет и набирается сил в утробе матери. И вот наступает такой момент, когда единственным выходом для малыша становится его рождение. Во время этого процесса ребенок испытывает самый тяжелый стресс за всю свою жизнь. Так как с момента зачатия и до рождения, малыш находился в самых идеальных для него условиях. Он чувствовал себя комфортно и в  безопасности.

Но вот настал тот долгожданный момент, и маленький человек появился на свет. С этой самой минуты, роль мамы в воспитании ребенка становится глобальной. Так как на протяжении первых месяцев, а то и первого года жизни, мама заменяет малышу все и всех. От мамы пахнет таким приятным и близким для малыша запахом, у мамочки самое вкусное молочко и самые нежные руки. Малыш чувствует свою маму, и способен ее узнать из огромного количества женщин, так как она особенная именно для него.

С той первой минуты, когда малыш берет грудь, уже проявляется вся сущность и роль матери в воспитании ребенка. Так как, родившись, малыша не надо ничему учить или ругать. В этот момент, он нуждается лишь в заботе и ласке, что и представляет собой определенное воспитании в этом возрасте. Многие родители ошибаются думая, что ребенок нуждается в осуществлении воспитания в более позднем возрасте. Проявление данного процесса незаменимо с самого рождения и на протяжении всей жизни человека.

Время идет, малыш становится старше и роль матери в воспитании ребенка значительно увеличивается, усложняется и становится многогранной. Со временем, ребенка необходимо всему обучать. Под этим емким глаголом подразумевается не только навыки, связанные с уровнем образования, но и необходимая социализация. Именно мама, может научить своего кроху быть добрым, любящим и внимательным к окружающим его людям. Все это позволит ребенку стать настоящим человеком.

Роль матери в воспитании ребенка заключается не только в том, чтобы хвалить, учить и любить своего ребенка. Мама должна уметь и наказать своего ребенка, объяснив - что плохо, а что хорошо. Для многих родителей, наказание вызывает определенный психологический барьер, который крайне тяжело переступить. Но это необходимо уметь делать. Так как нельзя вырастить добропорядочного и хорошего человека, только путем любви и ласки. Воспитание должно иметь смешанный характер, и совмещать в себе, как любовь, так и строгость.

Малыш, начиная с самого раннего возраста, должен понимать, что роль мамы в воспитании ребенка достаточно велика, и имеет большую ценность. В понимание крохи, следует заложить ряд жизненных ценностей, в которые будет входить уважение к матери. Порой встречаются семьи, где мама очень любит своего ребенка, а он обижает и не ценит ее. Именно по этому, встает необходимость в смешанном методе воспитания, где будут совмещены и наказания, и поощрения.

Роль матери в воспитании ребенка остается достаточно великой и во взрослой жизни. Так как никто, кроме любящей мамы не может сказать, правильно или нет, поступает человек. Только мама способна понять, почувствовать и увидеть, что лучше для ее ребенка. Все это позволяет матери направить свое самое главное сокровище в жизни на правильный путь, и осуществить верный выбор.

Я предлагаю мамам ответить на вопросы теста «Хорошая ли вы мама?»

Инструкция: из четырех вариантов ответов, предложенных для каждого вопроса, выберите тот, который наиболее соответствует вашим убеждениям.

1.Согласны вы с утверждением: единственное, для чего стоит жить- это дети?

нет;

А) совершенно согласна;

Б)дети - часть вашей жизни, но не вся;

В) все зависит от того, какие дети.

2.Предположим, вам приходится пригласить няню. Как вы будете её искать?

А)у вас самый обычный ребенок, и ему нужна самая обычная няня;

Б) для малыша ничего не жалко - няня должна быть самая лучшая. Но где

такую взять?

В)вы приглашаете няню только под поручительство близких друзей, обсудив все детали, заключив договор;

Г) вы ищете няню через знакомых, агентство.

3.Представьте, что вам предлагают установить скрытые камеры, которые бы присматривали за новой няней

А)вы надеетесь, что ребенок сам вам все расскажет, а няня не осмелится сделать что-то не так;

Б) с возмущением отказываетесь (людям надо верить);

соглашаетесь (безопасность, здоровье малыша превыше всего);

В) пребываете в растерянности (если и соглашаетесь, то без энтузиазма)

4.На вашего ребенка жалуются учителя, соседи...

А) вы наказываете ребенка строже, чем стоило бы, потому что он выставил вас в дурном свете перед посторонними;

Б) защищаете своего сына (дочь), не допуская и мысли, что он может сде­лать что-то не так;

В) внимательно выслушиваете обе стороны и, только подумав, принимаете решение;

Г) ругаете кроху для вида, показывая, будто держите его в строгости, а сами незаметно подмигиваете: мол, это понарошку.

5.Ребенок не выполнил просьбу убрать игрушки, выучить уроки...

А)любой ценой добиваетесь своего, даже если дело дойдет до истерики и рыданий;

Б) убираете все сама, а уроки просите сделать, когда ему удобно;

В)можете обратить все в игру, но ведете дело так, чтобы просьба была, в конце концов, выполнена;

Г) пытаетесь уговорить, но, если не получается, уступаете.

6.Ребенок просит купить ему дорогую игрушку, которая сейчас не по кар­ману:

А)жестко прекращаете «переговоры» («У тебя и так есть чем играть»);

Б) изыскиваете средства и покупаете;

В)откровенно признаетесь: «Сейчас у нас нет таких денег»;

Г) отвлекаете внимание, предлагая что-то подешевле.

7.Вы совершили ошибку. Можете признаться в этом перед ребенком?

А)никогда, это подорвет ваш авторитет (для детей родители - боги, а боги не могут ошибаться);

Б) надеетесь, что вы не способны на ошибки;

В)конечно;

Г) неохотно и только в крайнем случае.

8.Ваш ребенок умоляет купить щенка (котенка, хомячка...):

А)без объяснений принимаете такое решение, какое сочтете нужным;

Б) соглашаетесь: вы ни в чем не можете ему (ей) отказать;

В)вы вместе обсуждаете, есть ли для этого условия (собака - это не игруш­ка);

Г) пытаетесь «откупиться» игрушечным псом.

9.Вы хотите, чтобы сын (дочь) выросли похожими на вас?

А)конечно, ребенок должен стараться походить на родителей;

Б) главное, чтобы он сам был доволен;

В)это глупо: он должен быть другим. Пусть будет лучше, счастливее своих родителей;

Г) это не в ваших силах, вы не можете быть ни «за» ни «против».

10.Вы согласны, что единственный ребенок в семье часто бывает избалован родителями, бесчисленными бабушками, растет как «пуп земли»?

А)его нужно воспитывать в строгости;

Б) пусть хоть детство у него будет безоблачным, бед еще нахлебается

В)такая опасность есть, но все зависит от родителей;

Г) пусть будет избалован, но в меру.

11.В сложных ситуациях во взаимоотношениях с ребенком нужно обращаться к психологу?

А)нет, никто лучше матери не решит любые проблемы;

Б) если так будет лучше для ребенка;

В)к психологу нужно обратиться, пока ситуация не стала сложной. Потом будет куда тяжелее;

Г) только в особых случаях.

12.Вы считаете верным утверждение, что, пока ребенок маленький все можно позволить?

А)нет, он должен слушаться старших, выполнять пусть небольшую, но важную для семьи работу;

Б) совершенно согласна;

В)если разрешить ему все, то вырастет «маленький монстр», как потом отучить его от привычки делать все, что хочется?

Г) не все, но многое.

13.Вы прислушиваетесь к чужим советам по поводу воспитания детей

А)не слушаю никого - родители лучше знают;

Б) главное, чтобы ребенок был счастлив;

В)слушаю всех, но решения принимаю сама;

Г) если в этом есть необходимость.

14.Вы считаете, что малыш должен ходить в детский сад?

А)обязательно. В самый обычный;

Б) лучше всего воспитывать его дома, под присмотром матери, в крайнем случае, отдать его в какой-то необыкновенный, прекрасный сад;

В)сад очень важен для общения ребенка с себе подобными тем, что назы вается «социализацией». Как потом он пойдет в школу, будет общаться со сверстниками?

Г) и дома хорошо, и в саду может быть неплохо.

15.Ребенок плохо ест, нормальной еде предпочитает сладости:

А) ругаетесь с ним «до посинения», но заставляете доесть все;

Б) пусть делает, что хочет, вы не можете его заставить;

В) пускаетесь на всякие хитрости, предлагаете вместе готовить (игра «Сам готовлю, сам ем»), говорите, что это «космический» суп для тех, кто летит на Марс...

Г) радуетесь, что он съел хоть немного каши, а пирожные прячете.

16.Представьте, что ваш ребенок слишком располнел:

А)заводите серьезный разговор о пользе активного отдыха, приводите по­ложительные примеры;

Б) а что я могу сделать?

В)не мытьем так катанием заставляете его бегать, гулять, сами встаете на лыжи, намекаете, что толстых дразнят...

Г) а может это генетически предрасположено?

17.В саду, школе над вашим ребенком смеются за не слишком модную одежду:

А)пытаетесь убедить ребенка, что по одежке только встречают;

Б) мчитесь в лучший магазин и скупаете самую модную одежду (у него должно быть все самое лучшее);

В)подбираете что-то более приемлемое из уже имеющегося гардероба;

Г) переводите разговор на другую тему.

18.Вам звонят из агентства и предлагают сделать из ребенка телезвезду, но не бесплатно:

А)о плате не может быть речи, еще неизвестно, кто кому делает одолжение;

Б) с радостью соглашаетесь, оплатите любые расходы, если нужно - займе­те; возможно, продадите машину, квартиру...

В)попросите больше не звонить (должен расти нормальный ребенок, игры в звезду «ломают» и взрослых, что уж говорить о малыше);

Г) если и согласитесь, то без особой радости, если затраты невелики.

19.Ваш ребенок слишком увлекается компьютером, гуляет по Интернету. Вы не против?

А)только под вашим контролем, если выучит уроки и поможет по дому;

Б) если ему хочется, то пусть играет;

В)Интернет - это прекрасно, но там можно зайти туда, куда и взрослому лучше не попадать. А компьютерные «стрелялки» не слишком умное занятие: мало что дают. Так что не больше часа в день. Нужно еще сделать уроки, погу­лять, почитать, поиграть в шахматы...

Г) ему надоест, и он бросит.

20.Не считают ли ваших детей ябедами?

А)ребенок и должен всем делиться с воспитателями, родителями;

Б) если его обидели, он должен пожаловаться;

В)нет, среди сверстников это считается большим грехом, с ними ни будет водиться;

Г) все зависит от обстоятельств.

21.Можно назвать вашего ребенка жадным?

А)не жадным, а бережливым: все отдашь, а сам с чем останешься?

Б) мой ребенок не способен ни на что дурное;

В)я даже сдерживаю его, он готов все раздать;

Г) смотря, что и кому отдать.

22.Ваше мнение: насколько важно, чтобы ребенок общался со сверстника-

ми?

А)но это должны быть дети из приличных семей;

Б) зачем? Ведь у него есть я!

В)это очень важно;

Г) это не самоцель, главное - уровень общения.

23.Как вы оцениваете высказывание: «Родители всегда правы?»

А)абсолютно верно;

Б) об этом вы мечтаете;

В)совершенно не согласны;

Г) вы не любите слово «всегда».

Подведение итогов (Слайд 5-8)

Если у вас большинство ответов:

«А». Вы относитесь к ребенку слишком жестко, вы — диктатор. Ваш вариант воспитания - мина замедленного действия. Вы «ломаете» свое чадо, его индивидуальность, и он смотрит вам в рот, а потом, скорее всего в подростковом возрасте, выйдет из повиновения, восстанет. Результат может быть печален, стоит серьезно изменить подход к воспитанию.

«Б». Своему малышу вы все прощаете, не допускаете мысли, что он может сделать что-то не так. Но такого не бывает! Ваш малыш не эльф, а живое существо. Так можно избаловать, вырастить «маменькиного сынка». Знаете поговорку, какая же ты мать, если родную дочь до пенсии не прокормишь, - это про вас. Задумайтесь.

«В». Вы, можно сказать, Ушинский или Песталоцци нашего времени. красная, мудрая мама. Главное, чего вы сумели достичь, - это любовь, понимание и доверие в отношениях с ребенком. Единственная опасность в том, что достаточно демократический стиль воспитания, который вы исповедуете (до­пустим, дочь - подруга, сын - приятель), может стереть необходимые границы между чадом и взрослым, создать излишнее панибратство. Но, думается, вы это понимаете.

«Г». Ваш конек - компромисс. Вы были бы прекрасным дипломатом или переговорщиком. Но всему есть разумные пределы. Конечно, нет сомнений в вашей любви к ребенку. Но возникает подозрение в том, что у вас отсутствует определенная система в воспитании. Сегодня вы можете все разрешить, завтра - запретить. Так любого можно сбить с толку. Маленький человек чувствует вашу неуверенность в себе и обращает дело в свою пользу. Проверяет границы допу­стимого... Так в конце концов малыш может сесть вам на шею. Подумайте: откуда у вас стремление к компромиссу? От нерешительного характера? Или вы очень заняты собой и работой?

В соответствии с разными стилями поведения в настоящее время выделя­ют четыре типа мам (Слайд 9)

-спокойная уравновешенная мама - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя при­ходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.

(Слайд 10)-тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.

(Слайд 11)-тоскливая мама вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в ко­тором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.

(Слайд 12)-уверенная и властная мама твердо знает, чего она хочет от своего ре­бенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения.. Буквально конструируя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стрем­ление к самостоятельности, тем паче - к инициативе.

(Слайд 13)От того, как складываются отношения матери и ребенка, зависит его по­нимание безопасности, свободы, уровень его самооценки. Если мать в отноше­ниях с ребенком умеет быть теплой, мягкой, нежной, умеет подбодрить его и оказать эмоциональную поддержку, то в раннем детстве ребенок такой матери проявит общительность, сообразительность, изобретательность в играх. А в под­ростковом возрасте ее ребенку будут присущи черты лидерства: инициативность, отзывчивость, умение сочувствовать, самостоятельность, популярность среди сверстников (что очень важно для подростка).

Недолюбленные матерью дети легко попадают в зависимость от отношений, будучи взрослыми, излишне привязываются к людям, партнерам, требуя от них большой любви; их самооценка характеризуется неустойчивостью, уровень до­верия к миру очень низкий (они ждут от жизни не подарков, а «подстав»).

(Слайд 14)Хочу отметить, что только действенная любовь матери, органично сочетающая глубокую симпатию к ребенку, уважение его особенностей и жела­ние быть близким ему (значит, чувствовать и понимать его потребности, интере­сы, желания), дает ребенку:

  • чувство защищенности;

  • безопасность;

  • убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;

  • говорит о его важности и желанности в жизни;

  • дает прочное ощущение надежности;

  • питает не только физической, но и пищей духовной;

  • дарит способность доверять людям, миру, себе;

  • вкладывает чувство принадлежности к роду, нации;

  • устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать ответственность на себя по мере взросления;

  • помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.

Без этого здоровое развитие ребенка невозможно! Да и во взрослой жизни без этих качеств не обойтись, ведь все они — важные компоненты счастливой жизни. И дать их может только мать, ведущая себя предсказуемо, последовательно, спокойно.

Человек не может достичь ощущения своей нужности самостоятельным интеллектуальным усилием. Разум может подсказывать ему, что он любим, но если в детстве он не получил достаточно материнской любви, то его всю жизнь будут терзать сомнения, достоин ли он любви, могут ли его любить и ценить. Если мать не умела сочувствовать и проявлять терпимость, в дальнейшем ее ребенок не будет уметь принимать сочувствие от других, и поэтому будет обвинять окружающих, что они черствы и холодны к нему.

В сына мать вкладывает свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Именно поэтому мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.

В дочь мать вкладывает свои представления о супружестве, об отношениях с мужчинами, о семейных ценностях, о материнстве.

Итак, резюмируя сказанное, воспользуемся выводами американских пси­хологов Генри Клауда и Джона Таунседа, которые описали признаки хорошей матери: (Слайд 15-16)

хорошая мать признает, что допускает ошибки в воспитании, и учиты­вает этот фактор в процессе своей жизни; она легко исправляет свои ошибки без вины и сожалений. Она знает, что у нее не может получаться абсолютно все, но не теряется от собственных промахов, поскольку готова их исправить, учиться на своих ошибках и двигаться дальше.

Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого любит ребенок; она — первый «объект любви» сына или дочери. Для эмо­ционального, физического, интеллектуального и социального развития че­ловек должен быть не только любимым, но и любить. Любовь питает душу, окрашивает красками человеческие отношения, наполняет жизнь надеждой. Потребность любить - одна из фундаментальных потребностей человека, для удовлетворения которой требуется определенная личность. Если мать соответствует этой потребности, любовь обращается на нее. Если нет - ре­бенок оказывается в одиночестве либо начинает испытывать ненависть. По­этому хорошая мать работает над собой и обеспечивает достойный объ­ект любви для сына или дочери.

Среди уч-ся 3-4 классов было проведено сочинение на тему: «Мои родители – самые лучшие». Хочу зачитать сочинение ученицы 4 класса Шостик Инны и ученицы 3 класса Куртаевой Жасмин.

Нельзя не отметить, что на развитие ребенка оказывает сильнейшее влияние не только отношение матери к нему самому, стиль ее родительского поведения, но и ее взаимоотношения с отцом ребенка. Еще классики психологии показали, что для формирования гармоничной лич­ности необходимы и отцовская, и материнская любовь. Лишь наличие той и другой обеспечивает формирование духовно здоровой, гармоничной, зрелой личности.(Слайд 17)

Роль отца в воспитании ребенка (Слайд 18)

 "Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно."(Слайд 19)

В. Буш

Итак, как современный папа может (и должен) участвовать в воспитании ребенка? 
Давайте посмотрим, в каких аспектах развития и воспитания ребенка участие папы будет наиболее полезно:

первый год жизни очень значима роль отца в физическом развитии ребенка и формировании основных двигательных навыков. Как правило, игры пап с детьми отличаются от того, как развлекают малышей мамы: отцы более склонны к активным физическим забавам, они не боятся подбрасывать детей, вертеть их, учат их кувыркаться, катают на плечах и т.д. Это стимулирует физическую активность малышей.

отец может стать неоценимым помощником в развитии мышления ребенка. Отмечено, что отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки: связано это с тем, что папы, в отличие от мам, не коверкают слова и не «сюсюкают», стараясь «подстроиться» под карапуза. Как правило, мужчины лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами, головоломками); взаимодействие с отцом расширяет кругозор малышей, способствует формированию у них более широкого поля интересов.

фигура отца важна для выстраивания конструктивных отношений в паре «мать-ребенок». В семье с гармоничными взаимоотношениями на определенном этапе развития ребенка (обычно после года) отец помогает ему максимально безболезненно «отделиться» от матери и выработать им оптимальную дистанцию. Некоторые психологи даже рекомендуют именно отцам брать на себя инициативу в таких значимых с точки зрения взросления малыша и социализации мероприятиях, как «переселение» ребенка в свою кроватку, «знакомство» с садиком и т.д.

именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний мир, благодаря которому ребенок чувствует себя безопасно.

отец приучает ребенка адекватно воспринимать социальную иерархичность (подчиненность и подотчетность). Он дает ему понять, что значит авторитет, знакомит с такими социальными инструментами, как одобрение и порицание (или наказание). Связано это с тем, что, в отличие от матери, которая любит ребенка просто за то, что он «есть», отец обычно предъявляет к ребенку определенные требования, которым тот должен соответствовать. Нужно отметить, что есть немало семей, где в воспитании ребенка эту роль отца примеряет на себя мать – она лишает малыша «безусловной» любви и начинает предъявлять к нему определенные требования. В этом случае в семье обязательно должен быть кто-то, кто берет на себя традиционную материнскую роль.

ребенок обязательно должен чувствовать, что он ценен сам по себе, безотносительно к своим достижениям, иначе это чревато серьезными психологическими расстройствами.

важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии (в идеале) будут придерживаться. Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин. Причем соответствие реальных качеств отца бытующим в социуме представлениям о мужественности не является важным: намного более значима близость отца с детьми.

Любовь отца дает ре­бенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина - к детям, жене и окружающим.

Для ребенка ценны теплые отношения с отцом: «Ребенок, воспитанный в при­сутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца.

При сравнении детей, выросших без отцов и с отцами, обнаружено, что часто они имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается и на учебе и на самоуважении детей.

Ребенок верит в семью, он врастает в ее уклад, не обсуждая его, а принимая; как единственно возможный. Семья для него - это не просто мама и папа, она - образ жизни, бытие, всегда в чем-то вынужденное, порой неприятное, трудно выносимое, но не предающее.

А так хочется, чтобы оно было приятным и радостным, наполненным теплом заботы, любви, понимания и при­знания!

Итак, какие бывают папы? Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типажи отцов.

1. Папа - просто идеал (Слайд 20)

Такой мужчина живет исключительно семьей, в семье и для семьи. Его можно увидеть на родительском собрании. Воспитатели и школьные учителя в курсе, что по вопросам, связанным с воспитанием ребенка, они могут обратиться не только к его матери, но и к отцу.

Идеальный папа всегда чувствует настроение жены и детей. Он не станет лить недовольство и обиду, а попытается сразу выяснить все тревожащие его вопросы. Любые личные (служебные) проблемы и радости папа несет в дом, чтобы поде­литься с женой. Затем они вместе решают, выносить ли их на семейный совет. Каков ребенок такого папы? Идеальный отец почти всегда отменный муж. И прекрасный пример для подрастающего поколения, которое видит, насколько эф­фективно могут сотрудничать мужчина и женщина. Такого папу дети любят. Ча­стенько свои секреты и новости, прежде всего, доверяют ему, а уже потом - осталь­ным членам семьи. Совместное семейное времяпрепровождение и взаимозаменяе­мость родителей всегда очень сближает домочадцев. Дети ощущают себя частью одной команды. Растут понимающие, отзывчивые, открытые. Они помогают роди­телям во всех больших и малых делах: будь то домашняя работа, ремонт, не забыва­ют и о бабушке с дедушкой... Став самостоятельными, дочь или сын участвуют в решении финансовых проблем семьи. Родительский опыт дружного взаимодей­ствия непременно получит продолжение в жизни детей. В какие бы житейские передряги они ни попадали, у них есть прочный и миролюбивый тыл, который укроет в трудную минуту, поддержит, восстановит силы, подарит минуты любви.

2. Приходящий отец (Слайд 21)

Это не только «папа в разводе», но и очень занятой человек. Приходящих отцов можно разделить на две группы.

К первым относятся мужчины-«работяги, трудоголики». Они тянут лямку обыденности и во всем, вплоть до проведения досуга, соответствуют общепризнанному шаблону «настоящего мужика»: рано на работу, с работы - к телевизору, в гараж, на рыбалку, в домино... Подальше от жены и детей.

Вторая группа - это бизнес-папы. Они зарабатывают большие деньги и считают, что этим ограничивается их роль в семейном строительстве. Однако такой папа мастерски отмахивается от семейных проблем или делает одолжение. С маленькими детьми обращается неловко. Каков ребенок такого папочки? Он очень привязан к матери. В детском саду; такие дети отчаянно завидуют тем ребятам, за которыми по вечерам приходят отцы. Эта тоска закрадывается глубоко в сердце и остается на всю жизнь. Малыш, как правило, не жалуется маме, боясь огорчить. Кроха много чего начина бояться. Его будущее зависит от матери. Если она в глазах ребенка сохранит отцовский авторитет, то малыш в худшем случае вырастет как все. А в лучшем будет стремиться к руководящему посту, во всем подражая идеализированному образу отца.

Мальчик из такой семьи может вырасти чересчур женственным и подавленным. А девочка, повзрослев, испытает большие сложности в вопросах любви.

3.Папа - зависимая натура (Слайд 22)

Такой мужчина, в сущности, ребенок. «Усыновите меня, - как бы кричит снимите с меня всякую ответственность за обеспечение семьи, да и за себя самого! Я не умею, не люблю и не хочу быть взрослым».

Как правило, такие мужчины находят то, что ищут, и их се­мейная жизнь отличается стабильностью. Правда, бразды правления - в руках жены. Да и муж, надо честно признать, нужен ей чисто номинально, лишь бы не мешал, она за это будет его кормить, одевать, а иногда покрикивать и всегда дер­жать под жестким контролем. Но наступает момент, когда супруги начинают тихо ненавидеть друг друга...

Каков ребенок этого папы? Ребенок все видит и понимает. Пока он мал, он обожает зависимого папу: с кем еще так пошалишь и подурачишься. Ведь и на пороге тридцатилетия у него азарта больше, чем у шестилетнего сынишки. Однако, став подростком, ребенок в какой-то момент резко теряет уважение к отцу. Порой в его адрес слышны даже оскорбительные выражения... Те самые, что употребляла жена, не стесняясь присутствия сына или дочери.

4. Папа - просто зритель (Слайд 23)

Когда-то в его теперь уже далеком детстве семья держалась на матери, но по­следнее слово всегда оставалось за отцом. Папа-зритель часто умен, хорош собой, имеет стабильный заработок. В жены выбирает девушку невзрачную. У дурнушки меньше амбиций, запросов, иллюзий, да и брак с ней прочнее. И впрямь, такие женщины, наученные горьким жизненным опытом, принимают мужчину, каков он есть, не доставая необоснованными претензиями. Дома главу семьи всегда ждет сытный ужин, чистая квартира, ухоженные дети и понимающая жена. Что еще надо? В семье наш герой немногословен, служебные новости до жены и детей не доводит, но часто бывает не в духе, подавляя свои переживания.

Папа-зритель выполняет все отцовские обязанности: проверит дневник, по­журит за непослушание, сходит с ребенком в зоопарк, обеспечит оплату репетито­рам, при возможности купит жене посудомоечную машину или наймет помощни­цу по хозяйству, сам, однако, посуду мыть он не станет. Такие семьи, как правило, вполне счастливы. Правда, жена иногда плачет по ночам от усталости или от эмо­циональной блокады. Какой у него вырастает ребенок? Его ребенок совершенно адекватно вос­принимает женские и мужские роли. Обычно дочка гордится таким папой. Папина дочка честолюбива во всем. Отсюда пятерки в дневнике и похвалы от педагогов. Ее будущий избранник - подобие родителя. Поскольку девочка не получила должного отцовского внимания и тепла став взрослой, она подсознательно выберет себе спутника жизни.

Мальчик в таких семьях испытывает особый прессинг, замешанный на папиных амбициях. «Я не стал музыкантом, но ты, мой мальчик, обязательно им будешь!». Сына никто не спросит, интересует ли его музыка. Папа сказал, мама промолчала. И напрасно! Она обычно хорошая мать, ребенка чувствует сердцем. Когда сын вырастет, он освободится от папиного влияния.

5. Папа - семейный тиран (Слайд 24)

Речь не о мужчинах, у которых всегда «руки чешутся» и ремень наготове. Наш герой - гордый обладатель характера, основу которого составляют строгие жизненные принципы. О таких говорят: «Умный, талантливый, но характер тяжелый». Сознавая свою неуживчивость, папа-тиран выбирает одну из двух тактик. Он либо спешит зарегистрировать брак, чтобы потом построить отношения по принципу «ты моя собственность и будь добра соответствовать», либо остается вечным холостяком, глубоко тоскующем о ребенке, который растет на стороне.

Ребенок такому отцу нужен больше, чем папа ребенку. Чистое дитя как образец его собственного позитивного «Я» тот самый райский уголок, куда, папа-тиран неосознанно и постоянно стремится. И пока он не достиг согласия с самим собой, продолжает мотать нервы матери ребенка. А к сыну или к дочери относится очень трепетно. Старается посвящать им все свободное время, много разговаривает, стремится чему-то научить, куда-то сводить, что- то показать, тем более, если сам живет не в семье. Дети в подобных обстоятельствах становятся невольными участниками игры в перетягивание каната, и( родители всегда находятся в жесткой оппозиции друг к другу. Как бы сильно ни любил ребенка такой отец, он однозначно формирует у маленького человечка настороженный и даже враждебный взгляд на мир. Ребенок чувствует себя одиноко, поэтому часто подвержен различным страхам. Такие малыши повзрослев, становятся нервозными, подозрительными, враждебно настроенными к окружающим.

6.Папа - большой друг (Слайд 25)

Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала они вместе с ребенком собирают и разбирают конструктор, потом идут играть в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавлива­ется, уверенный в том, что он сделал все то, что было нужно. А приготовление еды, визиты к педиатру, запись в детский сад... Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме.

Такой папа - это прекрасно. Но! Если учесть, что в жизни малышу встре­тится много людей, которые захотят стать ему другом, то кто же будет ему папой? Ребенку необходимо верить в то, что в этом большом и незнакомом мире есть люди, которые знают, что делать, которые твердо скажут «нет» и «надо», когда это действительно будет необходимо.

7. Папа – предводитель семейства (Слайд 26)

Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты (кормления и ку­пания) ему неинтересны. Особенно, если супруга уже взвалила на себя эти обя­занности и прекрасно с ними справляется. Так зачем вмешиваться, если и так все идет отлично? «Предводитель семейства» - это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Поэтому готовить смесь для бутылочки без комков - это не для него. Такой отец никому не позволит усомниться в своем авторитете ни вам, ни ребенку. Простое «нет», твердо ска­занное им, - и ребенок тут же должен успокоиться. Он уверен, что его немного суровое присутствие дает малышу чувство безопасности. Кроме того, он учит малыша всему необходимому и возвращает его к реальности, когда это нужно, невзирая на желания самого ребенка.

8. Исключительный папа (Слайд 27)

Ему доставляет удовольствие кормить ребенка и днем, и ночью, он меняет подгузник в течение 50 секунд и всегда знает, что нужно сделать, чтобы успоко­ить расплакавшегося малыша... Удивительный отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единственное, чем рискуют папы-наседки, - это увлечься и стать... еще одной мамой, то есть конкурентом, а не дополнением. А если папа занимает мамино место, то кто же будет на папи­ном?

Как правило, такой папа появляется в семьях, в которых у мамы есть пре­тензии к нему как к мужу, любовнику. Однако чаще всего подобные ситуации встречаются в семьях, где маму тяготят ее обязанности. И такое поведение отца компенсирует ребенку отдаленность мамы, тем самым позволяя ему взрослеть.

9.Папа – вечно юный супруг (Слайд 28)

В течение девяти месяцев беременности он прислушивался к каждому дви­жению малыша в утробе, был растроган до слез в момент появления ребенка на свет. Но как только мама с ребенком поселились в доме, он тут же перестал быть нежнейшим папой! Конечно, он обожает ребенка, очарован его улыбками и всег­да готов помочь вам... Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не может отделаться от впечатления, что вы немного больше, чем надо, занимаетесь малышом. Зачем возиться два часа около кроватки, укладывая ребенка спать, или так расстраиваться из-за его слез? Иначе говоря, ему очень сложно делить с кем-либо еще свою женщину! В семье с таким папой маме не хватает поддержки, появляется ощущение, что она одна отвечает за все, а папа пребывает в беспечном покое человека. Не слишком хороший пример для сына!

(Слайд 29)Папы разными бывают:
Тот молчит, а тот кричит,
Этот песни напевает,
Тот у телека торчит,
Этот крепко обнимает
Теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает,
Что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают…
И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают
Точка в точку, как они.

(Слайд 30-34)С учащимися 5-11 классов была проведена анкета о роли отца в воспитании ребенка. В анкете приняли участие 34 ученика. Результаты анкеты показали, что 47% отцов спрашивают о прошедшем дне своих детей ежедневно

23,5% - раз в 2 дня, 2,9% - раз в неделю, 26,4% - не спрашивают ни о чем, так как у этих детей отцы отсутствуют. На вопрос интересуется ли папа вашей школьной жизнью? 20,5 %уч-ся ответили - папа только проверяет дневник,50% уч-ся – папа спрашивает, как в целом прошел день, 5,8% уч-ся – интересуется только, когда касается плохой учебы, 20,5% уч-ся ответили, что папы не интересуются их школьной жизнью вообще за их отсутствием. На вопрос если вас обидели, кому в первую очередь расскажите? 26,4% уч-ся ответили – маме, 11,7% уч-ся – папе, 29,4 % уч-ся ответили, что это зависит от ситуации, 32,3% уч-ся ответили, что никому из родителей не расскажут. К кому чаще обращаетесь за советом? 44,1% уч-ся ответили – к маме, 14,7% - к папе, 41,1% уч-ся ответили, что это зависит от ситуации или возникшего вопроса. Если у вас трудности в выполнении домашнего задания, к кому вы обратитесь за помощью? 26,4% уч-ся – к маме,8,8% - к папе, 55,8% - ответили, что это зависит от домашнего задания, 2,9% уч-ся – к интернету, 5,8% уч-ся – ни к кому обращаться за помощью не будут. Подводя итог сказанному, хочу отметить, что все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Эта педагогическая мудрость известна, наверное, всем.
      Вопросов о воспитании детей возникает очень много. В частности, не все родители умеют так общаться с ребенком, чтобы между ними складывались дружеские и доверительные отношения. Не все могут объяснить, почему ребенок ведет себя по-разному с мамой, папой, бабушкой, от кого это зависит – от малыша или от взрослого?

(Слайд 35-37)Уважаемые папы и мамы!

Вряд ли простой бумажный листок с памяткой сможет заставить вас по- иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы человек, который живет не только прошлым, но и настоящим и при этом старается заглянуть в будущее, - эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком.

  1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок - это самая большая ценность в вашей жизни!

  2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте ее в списке своих «больших и важных» дел на «потом».

  3. Понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены ра­ботать с утра до ночи.

  4. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколь­ко важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами.

  5. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.

  6. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.

  7. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.

  8. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ре­бенком.

Завершить нашу встречу хочу притчей «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и стало быть на селе – ни ссор, ни ругани, ни драк.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка, решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочел владыка, почесал за ухом и спросил: «И все?»

- Да, ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

Так пусть в ваших семьях всегда царит любовь, понимание, уважение друг к другу. И как сказала С. А. Назарбаева: «Вместо нотаций скажите ребенку слова любви, объясните, как вы его цените, какой он хороший и добрый. Дети всегда отзывчивы на ласку и любовь… У каждого ребенка есть особый талант, Божья Искра. Надо только нам, взрослым вовремя заметить эту искру, не дать ей потухнуть. И тогда сын или дочка пойдут по жизни уверенно, с любовью, будут заниматься любимым делом и приносить пользу людям.»

(Слайд 38)

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Успехов вам в воспитании детей! До новых встреч! (Слайд 39)




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Роль матери и отца в воспитании ребенка"

Автор: Белан Олеся Валерьевна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Консультация «Равноправная роль отца и матери в воспитании ребенка»"
    ["seo_title"] => string(67) "konsultatsiia_ravnopravnaia_rol_ottsa_i_materi_v_vospitanii_rebenka"
    ["file_id"] => string(6) "648959"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1713102894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка" (6 а класс). "
    ["seo_title"] => string(68) "roditiel-skoie-sobraniie-rol-siem-i-v-vospitanii-riebienka-6-a-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182310"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425489680"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Консультация для родителей: "Воспитание ребенка в неполной семье" "
    ["seo_title"] => string(73) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-vospitaniie-riebienka-v-niepolnoi-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "236238"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443986477"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье»"
    ["seo_title"] => string(55) "konsultatsiiadliaroditielieivospitaniieriebienkavsiemie"
    ["file_id"] => string(6) "265397"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449933173"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Материал для выступления  на  родительском  собрании.  Тема: «Роль  семьи  в  воспитании  школьника». "
    ["seo_title"] => string(95) "matierial-dlia-vystuplieniia-na-roditiel-skom-sobranii-tiema-rol-siem-i-v-vospitanii-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "146243"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419142064"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства