Родительский лекторий «Профилактика правонарушений, причины и их последствия».
Родительский лекторий «Профилактика правонарушений, причины и их последствия».
Причины, условия и последствия правонарушений
Причины преступности – центральная проблема криминологии. Причины преступности – это явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост.
Условия преступности – это природные, социальные или технические факторы, которые не порождают преступления, но способствуют их совершению. К их числу относятся экономические, политические и другие факторы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительский лекторий «Профилактика правонарушений, причины и их последствия».»
Родительский лекторий «Профилактика правонарушений, причины и их последствия».
Педагог-психолог: Долганина О.Л.
Цели:
Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни.
Психологическое просвещение о суицидах и способах его предотвращения.
Развитие навыков взаимодействия, общения, сплочение коллектива.
Профилактика суицида несовершеннолетних.
Развитие толерантного отношения друг к другу.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия.
Общий круг. Родитель представляется и называют имя ребенка и любую совместную деятельность которую они проводят вместе со своей семьей. Остальные запоминают и делают для себя определенные выводы.
Вступительное слово.
2 Упражнение «Камушек в ботинке
Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную подросткам метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру "Камушек в ботинке" в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных подростков рассказывать о своих заботах и проблемах.
Ведущий: Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.
Когда мы сердимся на своего ребенка, бываем чем-то озабочены или взволнованы поведением своего чада, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам и не нравилось в поведении вашего ребенка. "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) ленится и не делает домашние задание". Расскажите нам, что еще вас удручает. И назовите одно положительное качество ребенка.
Дайте участникам поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.
3. Лекция
Причины, условия и последствия правонарушений
Причины преступности – центральная проблема криминологии. Причины преступности –это явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост.
Условия преступности –это природные, социальные или технические факторы, которые не порождают преступления, но способствуют их совершению. К их числу относятся экономические, политические и другие факторы.
Экономические факторы.Рыночные отношения не могут существовать в отрыве от преступности, так как основаны на конкуренции, что предполагает подавление конкурентов, существовании избытка рабочей силы (безработице), достижении прибыли в возможно больших пределах при меньших затратах, существовании имущественного и социального неравенства. Даже в самых высокоразвитых странах существует высокий уровень преступности. Более того, погоня за прибылью снижает духовный потенциал общества, ухудшает нравы.
При социализме также существовала преступность. Порождала ее и жесткая форма планирования, которая сопровождалась приписками, растратами, расхищениями социалистической собственности, взяточничеством, искажению отчетности. Но это совершено иной уровень преступности, затрагивающий, в основном, ответственных должностных лиц в сфере хозяйствования.
Ни одна экономическая система не является идеальной, но более криминальной все же является рыночная, где есть рынок товаров, услуг, рабочей силы, что немыслимо без безработицы, а безработица – это резерв преступности.
В России в настоящее время более половины населения влачит жалкое существование, при этом часть населения обогащается на несчастье других (продажа наркотиков, спиртного, торговля людьми и т.д.). Еще П. Прудон писал, что каждое нажитое состояние, крупная собственность есть преступление, наиболее крупные преступления совершаются представителями благополучных в экономическом отношении слоев населения.
Социальные факторы.Преступность – явление социальное, этническое. В преступности проявляются и национальные характеры. Политики могут спровоцировать преступность на почве национальных отношений. Национализм является причиной преступлений не только против личности, других наций, но и против государства.
Народ может быть поставлен в невыносимые экономические и экологические условия, когда работа и аварии на АЭС, отходы ядерного производства оказывают пагубное влияние на окружающую среду и здоровье людей. Когда это скрывается, усугубляются вредные последствия.
Политические факторы.Связь политических интересов с преступностью криминологи и другие исследователи пытаются замолчать, и серьезных исследований на эту тему нет. Опасность политических и национальных конфликтов в том, что они повышают криминогенность общества, так как к политическим партиям и движениям примыкают, извлекая из этого свои корыстные выгоды, обычные уголовники, которые иногда становятся и активными участниками политических кампаний, проникают во властные структуры и легализуются.
Нравственные факторы.Политики часто говорят одно, думают другое, а поступают по третьему. Политические цели достигаются при использовании безнравственных средств.
В настоящее время нравственные устои в России разлагаются с помощью СМИ, которые внедряют антикультуру, психологию безнравственности в половых отношениях. Реально это проявляется в практической легализации и даже восхвалении проституции как профессии.
Безнравственность народа – это прежде всего безнравственность интеллигенции, политической элиты страны.
4. Видео ролик.
5. Разминка. “Капкан или замкнутый круг” - игра.
Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?
Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Каким он будет? Сцепите руки.
Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.
Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Дети пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия)
Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга
Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди?
О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?
Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда жить не хочется. Сравнить с поведением детей и поговорить о том , что в первую очередь родители учат детей правильно выходить из сложных ситуаций.
6. Упражнение “В лучах родительского солнца”.
Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.
На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»
Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”. С. Соловейчик
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:
“Из сегодняшнего разговора я поняла…
Мне не понравилось…
Хотелось бы продолжить разговор на тему…
Большое спасибо за работу.
Литература
1. Журнал “Воспитание школьника” 2002/№1.
2. Журнал “Учитель Башкортостана” 2002/№ 12.
3. Формирование стрессоустойчивости учащихся. 9-11 классы./Автор-сост. Т.А, Мирошниченко. - Волгоград, 2008 г.
4. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях/ Автор-сост. М.Ю.Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград, 2008, 11-21.