Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по теме: "Детско - родительские конфликты"»
МКОУ С(К)Ш № 62
«Детско –родительские конфликты. Профилактика и способы урегулирования»
2018-2019 учебный год
Цели собрания:
Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.
Форма проведения собрания: круглый стол.
Оборудование: памятки для родителей, карточки с ситуациями.
Подготовительная работа к собранию:
Анкетирование учащихся.
Анкетирование родителей.
Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
Подготовка памятки для родителей.
Ход собрания:
- Добрый день, уважаемые родители! Наше собрание посвящено теме:
“ Детско–родительские конфликты. Профилактика и способы урегулирования”
I. – Что такое конфликт? Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменениехарактера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению. Это — умение:
Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чём же тут дело? Психологи обнаружили ещё одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается (“запечатлевается” - говорят специалисты) в психике ребёнка.
Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
“Что же тут страшного?” - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.
Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.
Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.
Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.
Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервнопсихические заболевания.
II. Анализ анкетирования учащихся и родителей.
III. Анализ и решение конфликтных ситуаций.
- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.
(Раздать по группам ситуации)
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”
Как вы поступите в такой ситуации?
- Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Ваше решение в подобной ситуации?
- Есть ли другое решение в данной ситуации?
Ситуация 3
У вашего ребенка много уроков, еще необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”
Как решить подобную ситуацию?
- Кто считает иначе?
Ситуация 4
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
- Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?
- Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!
IV. - Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)
Закончить наш разговор хочется словами Омар Хайяма
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.
Анкетирование учащихся.
Продолжите предложения:
Конфликт — это__________________________________________________________
Причиной конфликта может быть _________________________________________________________________________________________________________________________
Конфликт может привести к тому, что __________________________________________________________________________________________________________________________
Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть __________________________________________________________________________________________________________________________
Для того, чтобы избежать конфликт, нужно __________________________________________________________________________________________________________________________
Конфликт — это__________________________________________________________
Причиной конфликта может быть __________________________________________________________________________________________________________________________
Конфликт может привести к тому, что __________________________________________________________________________________________________________________________
Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть __________________________________________________________________________________________________________________________
Для того, чтобы избежать конфликт, нужно __________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»
Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»
Ваше решение в подобной ситуации?
Ситуация 3
У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!»
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!»
Как решить подобную ситуацию?
Ситуация 4
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы ребенка.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
Заставьте себя слышать доводы своего ребенка.
Не унижайте и не оскорбляйте ребенка для того, чтобы потом не сгорать со стыда и не мучаться раскаянием.
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
Умейте вовремя остановиться.
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Полезная информация
Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих детей?
Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его ли- шиться.
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать
так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
5.Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали,
то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
За то, чтобы перестать быть ребенком.
За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
За утверждение среди сверстников.
Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Причины конфликтов родителей с подростками.
Кризис переходного возраста;
Стремление к самостоятельности и самоопределению;
Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
Родители в конфликте:
Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
Борьба за собственную власть и авторитетность;
Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
Методы выхода из конфликта.
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
Поставить себя на место другого человека;
Осознать право на существование иной точки зрения;
Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.