Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов «Педагог + Ученик секреты взаимодействия»
Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов «Педагог + Ученик секреты взаимодействия»
Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с учащимися. Развивать умение адекватно и эффективно действовать в различных профессиональных ситуациях. Обучение умению видеть позитивное в каждом воспитаннике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов «Педагог + Ученик секреты взаимодействия»»
Психологическое занятие с элементами тренинга
«Педагог + Ученик секреты взаимодействия»
МБОУ СШ№16 город Новый Уренгой
Педагог-психолог Топонарь Ирина Александровна
Количество участников тренинга: 15 - 20 человек.
Продолжительность тренинга: 50 минут.
Цели:
Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с учащимися. Развивать умение адекватно и эффективно действовать в различных профессиональных ситуациях. Обучение умению видеть позитивное в каждом воспитаннике.
Необходимые материалы: маркеры, листы А3, листы А4, цветные стикеры, ободки с надписями, анкеты, масса для лепки, картинки с рисунками, пожелания, мешочки с орехами, пазлы с высказываниями, видеоролик «Такие разные дети», «Мудрый учитель Угвей».
Время проведения игры: 50 мин.
Ход тренинга:
Ведущий: Добрый день уважаемые участники мы рады приветствовать Вас на занятии «Учитель+ученик» секреты взаимодействия.
Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга. Участникам предлагается образовать круг и разделиться на две равные части: "учителя ", "ученики". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "учителя" пожимают руку, "ученики" рука к руке, "дай пять". Это упражнение обычно происходит весело и эмоционально.
Упражнение «Деление на группы»
Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.
Просмотр видеоролика «Такие разные дети»
Такие разные дети приходят в Мир, чтобы стать учениками и наша задача найти ключик к сердцу каждого из них.
Сегодня мы откроем секреты взаимодействия между взрослым и ребенком и наполним ими Волшебный ларец.
Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: развивать умение действовать вместе сообща, не вербальными средствами общения, развивая при этом тактильные ощущения, чувствительность. А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали. Рефлексия, обсуждение. 1.Что помогало понимать и передавать ощущение? 2.Что чувствовали первые и последние стоящие в команде. 3.Что мешало выполнять упражнение, с каким трудностями столкнулись.
Ведущий: Даже взрослому человеку комфортнее чувствовать себя, когда тебя понимают без слов, а для ребенка это вдвойне важнее. Мы открыли с Вами один из секретов «Чуткость педагога это основа взаимопонимания между учителем и учащимся».
(Работа в группе ведущий предлагает изобразить символ чуткости и поместить его в волшебный ларец.)
Упражнение «Ярлыки».
Представитель группы проходят к столам. Каждому одевается на голову «корона» с надписью: «Лентяй», «Агрессивный», «Двоечник», «Хулиган», так, чтобы участники не видели, что на ней написано. После этого каждой группе дается задача нарисовать дружеский шарж «Учитель+ученик», но обращаться во время работы к участникам своей группы нужно так, как написано на его «короне».
Через 2 минуты участники, не снимая «короны», отвечают на вопрос:
- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом?
После того, как все высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.
Задача для обсуждения. Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
Как влияет наличие подобных ярлыков на взаимоотношение между учителем и учеником?
Как ребенок реагирует на ярлык?
Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать с позиции учителя и с позиции ученика?
Ведущий: Мы открыли с Вами еще один секрет «Безусловное принятие ребенка, что значит любить его не за то, что он красивый, умный способный, отличник, помощник, а за то, что он есть»
(Работа в группе ведущий предлагает изобразить с помощью массы для лепки символ безоценочного принятия ребенка и поместить его в волшебный ларец.)
Упражнение “Золотые правила”
Инструкция: участники должны правильно сложить «пазлы» высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. (Это 10 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)
(Работа в группе ведущий предлагает поместить золотые правила в волшебный ларец.)
Упражнение «Орехи»
Задачи:осознание и принятие собственной уникальности и неповторимости каждого. Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытаетесь найти свой.
Обсуждение
Ведущий.Что помогло найти свой орех? В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться. Для этого должно пройти время.
Просмотр видеоролика «Мудрый учитель Угвей»
Рефлексия.
Ведущий: Уважаемые участники, сегодня мы с вами открыли для себя некоторые секреты и наполняли ими волшебный ларец. Каждый из вас должен помнить о том что успешность вашего взаимодействия с учеником будет зависеть от того чем Вы наполняете его.
Участникам задаются вопросы: что в тренинге оказалось полезным? Что было лишним? Чего не хватило и что можно было добавить?
Заполняется «Анкета обратной связи»
По окончании тренинга участникам раздаются Афирмации с позитивными, положительными высказываниями. Для положительного фона и настроя.