Цель занятия: сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.
Задачи:
— дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;
— развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.
Оборудование: классная доска, мел, рабочие тетрадки учащихся для записи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»? (Звучат ответы учащихся.)
В целом вы все определили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока еще неизвестного другим. Но научное исследование отличается тем, что с самого начала ученый ставит перед собой какой-то вопрос, на который и ищет с помощью исследования ответ. Прежде чем записать какое-нибудь очень серьезное и важное утверждение, ученые проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.
Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.
Сначала мы откроем тетрадки, в которых запишем дату и с новой строки — «Эксперимент». А вот вопрос, на который мы будем искать ответ (запишем с новой строки):
Зачем человеку в жизни нужны разные правила?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель занятия: сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.
Задачи:
— дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;
— развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.
Оборудование: классная доска, мел, рабочие тетрадки учащихся для записи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»? (Звучат ответы учащихся.)
В целом вы все определили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока еще неизвестного другим. Но научноеисследование отличается тем, что с самого начала ученый ставит перед собой какой-то вопрос, на который и ищет с помощью исследования ответ. Прежде чем записать какое-нибудь очень серьезное и важное утверждение, ученые проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.
Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.
Сначала мы откроем тетрадки, в которых запишем дату и с новой строки — «Эксперимент». А вот вопрос, на который мы будем искать ответ (запишем с новой строки):
Зачем человеку в жизни нужны разные правила?
Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента? (Дети наперебой высказывают самые разные версии.)
Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, исследуя проблему (а у нас с вами и обозначилась проблема: нет единого мнения), ученые и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то.
Так и запишем в тетрадках с новой строки: «Цель — найти причину, которая заставляет людей жить по правилам».
(В это время учитель на доске рисует заготовку для игры в «крестики-нолики».Дети радостно узнают этот рисунок.)
Нарисуйте в своих тетрадках поле для игры в «крестики-нолики», и начнем наш эксперимент! Я вам обещаю, что смогу всех победить! (Часть ребят не соглашается с этим утверждением.) Посмотрим, посмотрим.... Итак, я начинаю первая.
Проходя по классу, ведущий в каждой тетрадке рисует крестик в любой клетке. Затем предлагает детям сделать ответный ход «ноликом» и продолжает игру. Дойдя до третьего хода, учитель, нарушая правила игры, зачеркивает крестики так, как ему хочется, заявляя каждому ученику: «Я победила!» Это вызывает бурный протест. Но необходимо дойти до самого последнего игрока, продолжая нарушать правила. Самых «крикливых» можно успокоить, шепча на ушко, что надо подождать окончания эксперимента.
— Ой! Как вы кричите! Почему?
Что я делала? Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и как настоящие ученые попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало такой крик и такое возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане.
(Дети постепенно успокаиваются.)
Попробуйте ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда я не по правилам объявила себя победителем? Какие чувствапоявились у вас?»
(Учитель спрашивает каждого, записывая ответ на доске.)
Давайте запишем эти слова, которые рассказывают о вашем состоянии, в тетрадках.
Скажите, это чувства светлые, приятные или темные, некрасивые?
Вот как! Вы единогласно решили, что это темные, некрасивые чувства! Единогласно, ребята! Все чувствовали одно и то же, все говорят одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вдруг вы почувствовали боль обиды?
Правильно, вы начали кричать! Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не моглименя остановить! Так?
Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали. Все согласны? Тогда запишем вывод в тетрадках: «Нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека».
Ребята! Сможем мы сейчас ответить на наш вопрос: «Зачем человеку в жизни нужны правила?»
(Звучат ответы детей.)
Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?
А будут ли к нам другие люди хорошо относиться, если мы будем нарушать правила?
Так зачем людям нужны правила?
А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос, который вы много раз задавали мне. «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный тон голоса учителя?»
(Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто «плохого» поведения ученика, а нарушения правила поведения на уроке. Предлагается назвать известные учащимся правила поведения на уроке.)
Ребята! Вам понравилось проводить эксперимент? Экспериментальным методом вы самостоятельно смогли определить, как вы должны вести себя не только на уроке, но и в повседневной жизни. Если мы с вами хотим жить в мире, если мы с вами хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать свое хорошее настроение, мы должны помнить наш вывод: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И все только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».
Нарушение правил приводит весь мир человеческих отношений в состояние, которое вы сами называли. И вы сами сказали, что это темные, некрасивые чувства, они разрушают отношения людей.
Прощаясь с вами сегодня, я хотела бы пожелать вам всегда помнить, что ваше хорошее настроение зависит только от того, умеете ли вы соблюдать правила.