kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологический тренинг "Мы - пятиклассники!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тренинг – это особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводима ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Главная цель тренинга  – повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменение личностных показателей – снижение тревожности, агрессивности, исключения случаев дезадаптации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг "Мы - пятиклассники!"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Баганская средняя общеобразовательная школа № 2 имени героя Советского Союза Андрея Григорьевича Матвиенко













«Лучший сценарий от Недели психологии»



Психологический тренинг «Мы – пятиклассники»









Петрушевская

Наталья Викторовна,

педагог-психолог



















2016г.



Пояснительная записка

Актуальность

Переход в среднее звено очень важный и сложный этап в жизни любого школьника. У пятиклассников в этот период меняется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, а для ребенка особенно. Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Наиболее подверженными дезадаптации становятся ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше). Собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика. Поэтому необходимо сделать естественный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене менее болезненным и более интенсивным.

В связи с этим возникла необходимость разработки тренинга по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы. Тренинг – это особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводима ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Главная цель тренинга – повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменение личностных показателей – снижение тревожности, агрессивности, исключения случаев дезадаптации.





















Сценарий тренингового занятия

"Мы - пятиклассники"


Цель:

Создание социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Задачи:

  1. Формирование устойчивой учебной мотивации, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

  2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

  3. Мобилизация внутреннего ресурса, умения находить и оказывать поддержку.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня школьной тревожности в период адаптации;

  2. Сплочение классного коллектива;

  3. Повышение мотивации к учебной деятельности;

  4. Создании ситуации бесконфликтного общения со взрослыми, учителями, родителями.

  5. Повышение самооценки ребенка в новых учебных условиях.


Форма работы: групповая

Технология занятия: тренинг

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: фломастеры, листы А4 - все по количеству детей; цветные карандаши, клубочек пряжи, старые газеты.

Ведущий: педагог-психолог

Ход занятия.

Вступительное слово педагога-психолога:

- Несколько полезных навыков мы попытаемся приобрести в процессе тренинговой работы. Мы с вами собрались сегодня большой группой. А для того, чтобы успешно начать общение нам необходимо познакомиться.


I. Вводная часть.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение “Снежный ком”. 

Каждый следующий участник повторяет по порядку имена предыдущих участников, устанавливая контакт глазами, произносит в круг свое имя и передает послание с помощью прикосновения следующему участнику. Завершающим круг является педагог-психолог, который называет имена всех участников по порядку и представляется сам.





II. Основная часть

  1. «Дорисуй и передай»

Цель: Развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.

Время – 10 минут.

Техника проведения: участники начинают рисовать на чистом листе бумаги то, что захотят. По сигналу психолога они свои листы вместе с карандашом передают соседу слева. Работа продолжается до тех пор, пока лист с рисунком и карандашом не вернется назад к хозяину.

Инструкция: возьмите по листу белой  бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получили?

Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?



  1. Упражнение «Мусорная корзинка»

Цель: снижение уровня школьной тревожности, отработка навыков саморегуляции.

- В школьной жизни бывают такие моменты, которые вызывают напряжение, беспокойство, а чего вы боитесь больше всего, нарисуйте. Для этого возьмите в руки планшет с бумагой и карандаши, нарисуйте кто или что вызывает у вас тревогу. На выполнение этого задания вам отводится 5-7 минут. Мне не важно как вы нарисуете, мне важно, чтобы вы показали в этом рисунке свои страхи, тревоги.

Учащиеся рисуют.

По завершению работы педагог-психолог просит рассказать о том, что они изобразили.

Задаются вопросы:

- что ты изобразил?

- чем оно тебя пугает?

- не мешает ли это вам жить?

Психолог ставит на середину комнаты небольшую корзину.

- Как вы думаете, а зачем человеку нужна мусорная корзина? Почему необходимо постоянно освобождать корзину от мусора? Представьте себе жизнь без мусорной корзины, когда мусор постепенно наполняет комнаты, где мы живем, невозможно передвигаться, становится тяжело дышать, люди начинают болеть. Представили?

Но ведь с чувствами также, чувства накапливаются, часто ненужные, вредные (обиды, страхи, тревоги). Для того, чтобы не копить в себе тревогу, страхи, необходимо от них избавляться. Сейчас мы этим и займемся, порвите свои нарисованные листочки со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны». Выкиньте ненужные, вредные чувства в мусорную корзину, представляя как вы, побеждаете свои страхи, тревогу».

Участники рвут свои объекты страха, тревоги.

Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Какое сейчас у вас настроение?».


  1. Упражнение “Путешествие по газете”

Цель: сплочение классного коллектива

Каждая команда (5-6 человек) должна поместиться на газетном листе (“транспортное средство, везущее на отдых”). Затем задание повторяется на листе, сложенном в два раза, четыре и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее и лучше выполнит задание, поместившись всем своим составом на самом маленьком клочке газеты.

  1. Рефлексия «Клубочек»

Цель: создание теплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих.

Педагог-психолог: Сейчас каждый из нас с помощью клубка ниток пожелает всем участникам нашего тренинга чего-либо, или выскажет свои мысли о данном занятии. В общем все, то, что вы захотите выразить в круг (я люблю ….., я хочу…., я желаю тебе….). Но при этом необходимо передать клубок тому, кому бы вы хотели, а второй кончик нитки держать в своих руках. (Психолог начинает с себя, показывая, как это необходимо сделать). В итоге у детей получается нечто напоминающее паутину. Психолог обращает на это внимание и говорит: “Посмотрите, какая красивая у нас получилась картина. Видите, все мы разные, но связаны невидимыми ниточками, которые помогают нам в жизни. Пусть эти ниточки никогда не обрываются между вами!”



Спасибо за активное участие!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологический тренинг "Мы - пятиклассники!"

Автор: Петрушевская Наталья Викторовна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Паспорт кабинета социально-психологической службы"
    ["seo_title"] => string(56) "pasport-kabinieta-sotsial-no-psikhologhichieskoi-sluzhby"
    ["file_id"] => string(6) "280814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453438610"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Второстепенный член предложения -дополнения конспект урока "
    ["seo_title"] => string(68) "vtorostiepiennyi-chlien-priedlozhieniia-dopolnieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "187228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426491506"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Групповое тренинговое занятие  с родителями «Личность родителя как инструмент воспитания»"
    ["seo_title"] => string(100) "gruppovoie-trieninghovoie-zaniatiie-s-roditieliami-lichnost-roditielia-kak-instrumient-vospitaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "302712"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457280967"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Адаптационная игра -путешествие "Дорога в 5 класс""
    ["seo_title"] => string(50) "adaptatsionnaia_igra_puteshestvie_doroga_v_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "482449"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540755937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства